Найти тему

Новые требования к операторам гражданских аэродромов, вертодромов и посадочных площадок

Проект приказа Минтранса России
«Об утверждении федеральных авиационных правил «Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации. Аэродромное обеспечение полетов»

Почитав долгожданный проект мы обнаружили массу интересного.

1. В главах 4 и 7 проекта предлагается установить требования к оборудованию аэродромов, вертодромов и посадочных площадок.

Однако требования к их оборудованию уже установлены в ФАП-69[1], ФАП-262[2] и ФАП-91[3].

Предлагается для предотвращения нарушения требований главы 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» исключить дублирование норм.

2. Пунктом 2.1 проекта предусматривается:

«Аэродромное обеспечение полетов гражданских воздушных судов включает в себя:

эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, покрытий вертодромов и посадочных площадок, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог;

разработку изменений к схемам руления воздушных судов на аэродроме;

обеспечение информацией об ограничениях, действующих на аэродроме (вертодроме, посадочной площадке), заинтересованных лиц;

несение изменений в документы аэронавигационной информации;

контролирование препятствий (в том числе строящихся) на аэродроме и приаэродромной территории, оценка возможности строительства (размещения) объектов по запросу уполномоченного органа;

подготовку документации по вводу вертолетных площадок в эксплуатацию в зоне ответственности аэропорта и осуществление контроля за их техническим состоянием;

обеспечение контроля за работой сторонних подрядных организаций на рабочей площади аэродрома, вертодрома и посадочной площадки;

взаимодействие служб при обеспечении полетов воздушных судов гражданской авиации.»

Законодательством не установлены полномочия оператора по "оценке возможности строительства (размещения) объектов по запросу уполномоченного органа", а также уполномоченного органа давать такие поручения.

Кроме того, с учетом случаев необеспечения оператором аэродрома возможности взлета и посадки на аэродром вне регламента работы аэропорта, как на неконтролируемый аэропорт, обустройство посадочных площадок рядом с аэродромом является вынужденной мерой.

Наделение оператора аэродрома правом влияния на возможность создания посадочной площадки, которая будет создавать конкуренцию оператору, создает условия для недобросовестной конкуренции и произвольному повышению цен на прием воздушных судов вне регламента работы.

Представляется необходимым не наделять оператора не предусмотренными законом правами, а обязать его обеспечить выполнение взлетов и посадок воздушных судов вне регламента аэродрома, без повышения тарифов. При этом необходимо использовать успешный международный опыт эксплуатации неконтролируемых аэродромов.

Кроме того, в проекте необходимо определить, кто относится к «сторонним подрядным организациям» и в какой части оператор осуществляет контроль за их работой и указать, каким законом оператор наделен таким правом.

3. Пунктом 2.12 проекта предусмотрено: «Для выполнения работ по эксплуатационному содержанию и текущему (восстановительному) ремонту искусственных покрытий допускается использование материалов, проверенных в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций. Перечень лабораторий и материалов опубликовывается на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта.».

Однако у Росавиации отсутствуют полномочия по публикации перечня материалов на официальном сайте. Кроме того, испытательные лаборатории должные аккредитовываться в соответствии с законодательством в области аккредитации в национальной системе аккредитации, а не Росавиацией.

Исключение, предусмотренное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в отношении подтверждения соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации, не может распространяться на рассматриваемый случай, так как материалы для ремонта не относятся к объектам гражданской авиации.

Кроме того, не ясно, что входит в «проверку материалов», каковы процедуры проведения таких проверок, какие организации относятся «отраслевым научным организациям», что делает приведенные нормы не соответствующими требованиям главы 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» и создает серьезные возможности для коррупционных проявлений и препятствованию добросовестной конкуренции.

Предлагается исключить рассматриваемую норму, которая, коме того, дублирует и противоречит требованиями к тому же предмету регулирования, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25 августа 2015 года № 262.

4. Проект содержит неточности и технические ошибки.

Проект содержит существенные противоречия Законодательству Российской Федерации, Воздушному законодательству Российской Федерации и не может быть поддержан.

Эксперт, к.т.н.

А. Шнырев

[1] Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденные приказом Минтранса России от 4 марта 2011 года № 69

[2] Федеральных авиационных правилах "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25 августа 2015 года № 262

[3] Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утверждены приказом Минтранса России от 13 марта 2017 года № 91

#аэропорт 

#гражданская авиация

#федеральные авиационные правила