"Хорошо сидеть в болоте, распевать на низкой ноте...
И в довольстве и в почёте целый век прожить в болоте!"
© Сценарий сказки "Дюймовочка"
Я вот что думаю. А психанул бы я (предположим) и ушёл на новостройку. Справился бы я на новейшей (тогда) атомной подводной лодке? Честно - не знаю. Я закрываю глаза и передо мной всплывают строки из "Руководства по боевому использованию...":
-"... при возникновении больших течей теплоносителя, несколько тонн в час... возможно резкое ухудшение состояния активной зоны (оплавление и разрушение твэлов) из-за нарушения нормальных режимов теплосъёма, при этом за 10 - 15 минут значение объёмной активности РБГ может превысить верхний предел измерения блоков детектирования стационарных установок дозиметрического контроля... мощность экспозиционной дозы гамма - излучения за это время может достигнуть 1000 рентген в час и более в реакторном отсеке и 300 Р/ч и более в смежных с ним отсеках...".
Я ещё всё это помню. Но может не наизусть уже, но очень близко к тексту. Тысяча Рентген это очень много. Очень. И времени нет. Как тут не вспомнить рассказы непосредственных участников событий о пережоге активной зоны реактора на "Титановой Красавице".
Начальник химической службы авторитетом у командования подводной лодки не то что не пользовался (странная, кстати, фраза "пользуется авторитетом"?), а не имел его вообще. А старшему на борту захотелось поиграть в "подводный истребитель". А командиру пла в академию идти. А командиру БЧ-5 - на повышение. Они поэтому молчат, вместо того чтобы остепенить не просто любителя погонять АЭУ на предельно-рваных режимах; а вошедшего в раж идиота, наглым образом насилующего паропроизводящую установку. А реактор один. А показания стационарной установки дозиметрического контроля у химиков не просто растут, а зашкалит её скоро. Доложил НХС (начхим) в центральный пост и проинформировал ПУ ГЭУ, а в ответ что - то типа:
-"Да не пошли бы Вы, сударь, на***?".
А он пошёл в реакторный и померил радиацию переносной аппаратурой (зачем без прямого приказа, лично мне непонятно). Прибежал (!!!) в ЦП:
-"Жопа типа, товарищи командиры, жопная причём!".
А в ответ:
-"Хим, да угомонись ты уже, за***л, у тебя приборы ****ят!". А потом - поздно. Сожгли реактор к ***м и стояла титановая подлодка, абсолютно почти новая, много лет на консервации. В режиме "плавучего ЗиП*а" - на систершипы снимали всё подряд, для их ремонта.
И ремонтировали её потом на "Выдре", когда время пришло, и деньги появились, почти восемь лет. (*)
Или вот. Воздух. А дышать (читай - жить) всем хочется. А на втором уже поколении пла электрохимическая регенерация воздуха, делает из воды кислород (водород - за борт). Это Вам не пластины регенерации в ящики с прорезями совать, посложнее будет. А если мичман, её обслуживающий, дол****? Как - то раз, когда в семье моей было не просто ***во, а очень ***во с денюжкой; моя жена спросила меня:
-"Женя, а может, ты в море походишь? На ходовых некомплект, говорят (и вот откуда эти жёны все военные тайны знают! ))) ? С твоим - то опытом?".
-"Да ты что, Танюша, я же не знаю там почти ни***! Что я там делать буду? Позориться? Я начхим первого поколения, а они отвоевали своё...".
Я всё это к тому, что если вообще начхим пла должен знать до***; то на современной атомной подлодке он должен знать до ***ни матери. Поэтому у него и должность "майорская", хотя и первичная после военного училища. И приравнивалась при СССР к командиру отдельного батальона.
…
Но вернёмся к моей 149 -ой. После доведения директивы и приказа о грядущем переводе нас в разряд "сторожей - вахтёров ЯОО (ядерно - опасного объекта)", как - то промозглым апрельским днём опаздывал я на вахту. Возвращался я из города - героя Мурманска от очередной девушки, хоть описуемой, но красоты. Был благодушен, свежевыбрит и испытывал чувство глубокого и полного морального (и не только) удовлетворения. Не такого сильного, как от решений родной Коммунистической партии, конечно, но много ли в 25 лет надо? ;). И решил я сдуру катером добраться до Полярного, через Североморск. А ни МЧС, ни "трубок" (мобильников) тогда ещё в природе не существовало. Посему закрытый рейд ввиду ожидавшегося усиления ветра был для меня полной неожиданностью.
Ну не ходят катера, а кого это **ёт? Словил я таксиста, дал денег, и помчали мы на почти второй космической скорости в Полярный. На ПКЗ - 150 (переодеться на развод суточного наряда и вахты) я бежал, **нулся пару раз в ****ёвых туфельках - скользко! Надел шинель и брюки, ботинки обул - и бегом обратно (казарма и плац за территорией завода "Штиль"). В училище я стабильно бегал три километра на третий, пусть и юношеский разряд, и эти навыки мне здорово пригодились. После развода позвонил на лодку с заводской проходной:
-"Габдулхаич, брат! (Салихов стоял), постой полчасика - мне на ПКЗ смотаться?".
Прибыл на вахту взмыленный. Фарит внимательно меня выслушал в центральном, я принял вахту, и пошли мы в корму (каюты там у обоих).
Я сначала отказывался:
-"Ты же сам говорил, что у нас не пьют, не принято ***вничать?".
-"Да ладно, Женя, ты поступил как мужик. Давай за нас, за настоящих офицеров, по чуть - чуть?".
Так я на своей подлодке начал пить. Ну как, выпивать поначалу...
Принял я девятый отсек у Салихова, полный ответственности. Только сразу скажу, сдавать его никому уже потом не пришлось. А экипаж продолжали сокращать. Вот и спросил как - то у меня командир Иванов в центральном при Саныче (тот стал КДД):
-"А кто у нас капитан - лейтенантом хочет стать?".
-("Вот сука!") - подумал я.
-"Надо принимать БЧ - 4 и БЧ - 7 у Славы, а БЧ - 3 у Олега... - сказал Саныч - ... или не принимать?.."
Я прикинул *** к носу и принял. Если по минёрской части и принимать - то было нечего (списано почти всё, а торпедные аппараты с****ить несколько проблематично), то со связью и РТС (включая "науку") было не так весело. Кстати, вскоре оказалось, что я мог и не суетиться - Москва запретила затягивать присвоение воинских званий - бежать начал народ с Флота...
А книгу приказов, график нарядов надо же кому - то вести? "Ишак тянет - грузи больше!" Поэтому вскоре я в шутку представлялся так:
-"Временно исполняющий должность помощника командира, командир боевой части триста сорок семь, начальник химической службы..." ну и так далее. Кстати, насчёт ВрИД - мы раскопали старый, но не отменённый приказ, где говорилось - что ВрИО катит, когда должность есть фактически, ИО это у гражданских (служащих ВМФ). А ВрИД отвечает только за свою подпись под документами. Побывав впоследствии в прокуратуре КСФ, где из меня, предполагаемого свидетеля, чуть идиота не сделали за четыре всего часа, я принял мужественное решение и сократил количество букв в подписи с пяти до трёх.
В то ****ское время хоть иллюзорная надежда на то, что "подпись не моя" душу грела. Если что...
-"...если что, поделимся..." - сказал Слава Грачёв, наш командир БЧ -4,7, спихнув на меня связь и радиотехнические средства, плюс "научные" посты.
Подразумевая, что он внесёт 50% от недостачи, если вдруг за жопу возьмут. Уже меня.
И ходил я, гремя связками ключей и о***вая потихоньку. ****ят поскольку по - прежнему матчасть. Грабить продолжают, что при Славе, что при мне. Я потом даже "вычислил" кто. Он ко мне после прокуратуры флота подошёл вторым после командира. А увидев у него в гараже ящик от ЗиП*а "научного" я спросил только: -"Саша, зачем?!". У него рак, говорят. Причём не связанный с его профессиональной деятельностью. Второй был похитрее... Дальнейшая судьба его мне не известна. Да впрочем, и не интересна. Ну нельзя воровать со своего корабля. Впрочем это моё личное мнение. Я свои руки и душу дерьмом не запятнал в итоге. И если сплю по ночам беспокойно, то совсем по другой причине.
Прошло какое - то время, и посетили нас представители "науки". Первый вопрос:
-"Женя, ты генератор сберёг?"
-"Да, он в рубке ЗАС!".
Забрав, сказали, что таких вообще два на Союз было сделано. Охотно верю - листая как - то его техническое описание весом килограмма два, я проникся уважением.
Настал момент истины.
Спустились мы вчетвером в трюм четвёртого отсека, открыл я пост МО-42... Минута тягостного молчания... -"Здесь курят?" - спросил незнакомый мне капитан 2 ранга. Я молча протянул ему сигарету. Затем меня прорвало:
-"...****ь, *** его знает как и кто, мужики!.. опечатываю хитрО... всё на месте всегда сука... я лично отсюда ни болта! ни гайки, ****ь!!, ни детальки не брал!!!"...
-"А вот насчёт болтов, ты, Женя, зря!" - прервал меня "научник", помнивший меня ещё по совместным выходам в море, -"Ты автолюбитель?" - "Нет." -"Всё равно забери. Смотри, вот тут, в углу - потом спасибо скажешь - они кадмированные и не ржавеют. Вообще!"
…
Поил я науку двое с половиной суток. Правда, не один. Да и командир на шило "расщедрился" - деваться, то ****ь, некуда? Оченно хорошо "зашли", собранные и замаринованные мной северные грибочки. Фотография, кстати, моя. Сделана моим первым мобильным телефоном Sony Ericsson, не помню какой модели уже. Сфотографированы грибы на сопке у бывшего въездного Полярнинского КПП-2 (точнее, у т.н. "Снежногорской развилки").
В пятницу с утра "наука" села печатать акт сама на себя: - все контакты закисли и залиты забортной водой, повсюду сплошная коррозия; и вообще, не*** было такие нежные устройства их уникальной матчасти хранить под охраной до****бов (т.е. нас) в неотапливаемом, сыром помещении.
А Саныч, (Слава Агеев, комдив - раз), я и командир решили "освежиться" - всё же много тысяч рублей списали?!! Каюта командира изнутри не запиралась, на неоднократные предложения хоть шпингалет поставить он только отмахивался. Достали чудом сохранившуюся банку маринованных мной грибов, сало Славино пошинковали, шила развели.
Проконтролировав "науку" (-" **я, мужики, не дышите на нас, потом распишитесь, идите на*** уже!!!"), освежившись и накурившись всласть, мы уже собирались на обед (а я вообще - отдыхать до понедельника) как вдруг дверь стала открываться. Слава её держал, правда, перед этим минут пять, предупреждённый соседним экипажем, что "уважаемый" (начштаба Пинчук) на этаже бродит. Но сколько, ****ь, держать - то можно? Отпустил он её. Но мгновенно сориентировался и придавил её обратно. Из - за двери после минутного сопения (силёнок явно не хватало) раздался сдавленный вопль: -"Откройте немедленно!" Ну не знаю, поздравлять нас он пришёл или проконтролировать - живы ли мы ещё после двух с половиной суток, гмм... общения на тему научных изысканий и перспективных разработок отечественного военпрома. В результате помню только его вопрос:
-"Афанасий Николаевич, что, заняться больше нечем?!!".
-"Пппачимуже, йййесть чем!"- жизнеутверждающе ответил командир, тщетно пытаясь попасть пуговицей в не тут петлю кителя. Мы со Славой широко улыбаемся. Я почему - то в фуражке. Ну удалили меня (я же не старший офицер), зашёл я к "науке", расписался в актах много раз и убыл на волю. Домой тогда к своей "благоверной" меня уже не особо тянуло, а мы к тому же успели получить какую - то там денюжку. И шёл я по площади Лунина, раздумывая. Вдруг - две знакомые северные феи навстречу:
-"Оооо, Женя! А мы идём пиво пить, ты как?"
Ну как я? Прибыл я в понедельник на построение с загадочной и довольной улыбкой и первым делом, спустившись вниз, забрал из поста МО-42 болты. Они потом, как и шприц - тюбики для твёрдой смазки воздуходувок ГРЦ-А (это уже к науке не относится, чисто химические запасы) многим приятелям - автолюбителям кучу радости и счастья принесли.
Как - то слепая судьба покинула нашей войсковой части 13127 джекпот в пятницу. То бишь получение пайка, денег и шила. Да и хрен с ним, редко, но бывает. Как говорится, порадовались бы жизни, да и забыли (уже на следующей неделе). Но у нас к тому времени стала вакантной должность КДД - Михалыч убыл в Питер пенсионерствовать, а Саныч сменил его на боевом посту командира БЧ-5. Иванову позвонил НЭМС из штаба и предупредил, что на одно вакантное место прибудут аж три кандидата. Ну и устройте им, будьте любезны, испытание на конкурсной основе (в моду тогда это стало входить: - "И пусть победит достойнейший!" - ну прямо как Раассел А́йра Кроу в фильме "Гладиатор", не меньше ))).
-"Есть" ответил командир. А у двери каюты уже двое нервно сопят с рапортами. -"Оставляйте рапорта, будем решать в понедельник!" - ответил им командир. Ну и убыли они домой. Может готовится к "испытанию", а может и водки попить в надежде яду подсыпать конкуренту. Точно не знаю. А третий, самый мудрый, прибыл на первом автобусе из Гаджиево со сранья (тьфу ты, извините, спозаранку) в понедельник. И в 08.15 где - то уже вовсю общался с командиром, "прижав" свой рапорт для солидности бутылкой коньяка плюс бутылкой шампанского. И показал затем (сделаем на секунду серьёзное лицо) на опросе знания с оценкой ни ниже "хорошо". Что вполне логично и естественно. К обеду строевая часть бригады настрочила уже на Игоря Слободина приказ.
А два других кандидата (куда спешить - то?) вальяжненько прибыли после обеда и всё пытались возмутиться - мы мол, первыми рапорта писали. -"Ничего не хочу слышать. На опросе Вас не было!" - ответил Иванов. Да и рапорта их не нашлись - ибо один пошёл на пепельницу, а второй заменил собой скатерть. Кстати, Игорь, как и наш кэп, курил "Беломор". А это, несомненно, мелочь конечно, но тоже маленький плюсик на фоне других кандидатов. Игорь мне впоследствии всю эту историю с рапортами и рассказал, когда мы стали хорошими товарищами.
Слава Агеев (Саныч), наш новоиспечённый командир БЧ-5, получил капдва да и убыл в отпуск на радостях. Я сейчас ничуть не иронизирую. Для офицера - механика честно (а в описываемом мной случае ещё и заслуженно) стать командиром БЧ-5 по*** в каком состоянии лодки и получить вторую большую звёздочку на погоны - это просто праздник какой - то. И далеко не у каждого выходит. К сожалению. Пирамида у них в карьере потому что. И до её вершины добраться суждено немногим. Так вот, а перед убытием сказал Саныч нам с Витей Рыжаковым (тот остался за механика): - "Мужики, покажите человеку что к чему, да и оформите зачётный лист. Ну и на вопросы ответьте - он со второго поколения всё - таки".
КЭТГ Витя, оказывается, был однокашником Игоря по училищу ещё. И зачётный лист, естессно, закрыл ему к **ям уже к концу недели. Ну напечатал я приказ, отдал Игорю выписки и спросил: -"Брат? Может тебе реакторный (отсек) показать? Ты комдив - раз всё таки, по***, что лодка уже ОФИшная...". -"Да ладно, что ты там показать то сможешь? Ты же начхим! И вообще ну его нах, потом как - нибудь". Я пожал плечами - ну не хочет человек, да и хрен с ним. Но вскоре произошёл следующий **анный случай: перепутал я вахты и встретился с Игорем на разводе. Ну, постоял я в сторонке, да и на лодку пошли вдвоём заступать в результате: домой мне идти не особо хотелось, мой первый брак трещал по швам; и попивал я, бесконечно рефлексируя по этому поводу, будь здоров!
Сижу вот я сейчас на работе, набираю этот рассказ на флэшку (шифруясь по привычке), попиваю чай с бергамотом и улыбаюсь - наивный мальчик, нашёл за что (а точнее за кого))), нервы рвать! А тогда мне было не до шуток. И пил я по - чёрному. До провалов в памяти. "A Momentary Lapse of Reason" в исполнении любимой группы Пинк Флойд, ****ь.
С Игорем мы общались уже запросто, да и вообще как - то сразу сошлись. Мужик он, приколист, да и по жизни умница. Вот и говорит он: -"Так и оставайся! Всё равно тебе заступать завтра? Заодно мне отсек покажешь". Лучше бы он этого не говорил. Поскольку у меня после пары стаканов чувство ответственности начинает зашкаливать. Пришёл я в себя в реакторном отсеке. В ИДА*шке. Напротив Игорь. Оба мокрые, рожи красные.
-"О, очнулся! Женя, начхим не может столько знать! Пойдём...
А вокруг контрактники наши инструмент да имущество аварийно-спасательное приводят в исходное. Ушли они, а мы с носа реакторного подходим к БП-65, а там достархан:
Ну не такой конечно, но сыр, шпроты, нарезанный лимончик с сахаром и бутылка коньяку в наличии. Ну **нули мы по паре стопок - за реактор левого и правого борта. -"Это ты всё выиграл на спор, Женя, и ещё рассказывал, что тут при каждом вводе реакторов бойцы торт ели!" (это правда, наш зам драл их за это дело, но они всё равно ели - традиция такая была).
Да и переехали в кают - компанию второго (отсека).
-"Женя, начхим не может столько знать!" - повторил Игорь -"Я, честно говоря, пытался взять тебя борьбой за живучесть, но... вот, кстати, твои очки на резинке, держи (про очки см. мой рассказ " Флагхим и Флагминёр. Земля и Небо."). ****ь, ну ты брат, даёшь! А дома - то что у тебя творится, если не секрет?.."
.
Сноска:
(*) "Титановая Красавица" ходит в море. И, даст Бог, спишут её не скоро. А её ремонту будет посвящён отдельный рассказ. Обязательно.
29.09. 2020
.