Португальскому королю Карлушу I уготовано было править в последней трети XIX - начале XX века. Это было временем, когда в европейском мире уверенную роль играли либеральные и капиталистические идеи. Невиданные результаты научно-технического прогресса Европы сделали эту территорию “фабрикой” мирового значения.
Но волна промышленного торжества не распространялась на всю Европу. Португалия была одной из тех стран, где прогресс казался маловероятен. Страна по своим экономическим показателям и при короле Луише I отнюдь не была в первых рядах.
Конституционная монархия уживалась с соперничающими партиями, которые никак не могли предотвратить население от затяжного экономического кризиса. Неудачи в экономике сопровождались безнравственностью и взяточничеством, преобладавшими среди чиновников и политиков.
***
I. Незавидное королевство конца XIX века.
Карлуш занял португальский престол в 26 лет. Это случилось 19 октября 1889 года после смерти своего отца со всеми полагающимися коронационными церемониями, имевшими место 28 декабря 1889 г. Молодой король годами готовился к роли конституционного монарха. Отец Луиш I в свое время советовал сыну налегать на учебу и быть скромным в жизни.
Карлуш безусловно получил хорошее образование, расширив свои теоретические знания о современной цивилизации своего времени во многочисленных поездках по странам Европы. Надо сказать, что на родине он в 1883, 1886 и 1888 годах он уже правил, правда, как регент, поскольку его отец тогда путешествовал по Европе.
Живописец, увлеченный океанографией и научными исследованиями Карлуш (о чем подробно рассказано в предыдущей публикации), был вынужден несколько отложить в сторону свои увлечения из-за новых обязанностей. По словам Карлуша, перемена стала для него настоящим бременем.
И не мудрено. Португалия XIX столетия – совсем не то государство, которое процветало за счет колоний. Это маленькое и бедное государство, жившее вне финансовых потоков, обогащающих иные страны, вне достижений европейского капитализма. Эта страна, будучи без промышленности, с отсталым сельским хозяйством, не способным прокормить собственное население, полностью находилась под экономической опекой Великобритании.
Карлушу сразу пришлось столкнуться с серьезным внешнеполитическим кризисом, сильно отразившимся на Португалии. Дело в том, что страна, располагавшая большие территории в Африке, как на западе (Ангола), так и на востоке (Мозамбик), намеревалась объединить эти земли.
Но этот проект столкнулся с колониальными интересами всемогущей Британской империей, которой принадлежала территории современной южной Африки. Великобритания намеривалась аннексировать североафриканские территорий нынешней Родезии и соединить их своим колониальным “коридором” с Эль-Кабо и Эль-Каиром.
Уже 2 января 1890 года английское правительство в результате спора между двумя странами выдвинуло Португалии ультиматум, который шел в разрез с проектом Португалии по объединению колониальных земель, получивший название «Розовая карта».
Великобритания потребовала от португальского правительства немедленного вывода войск. У Португалии из-за ее очевидной слабости по отношению к Англии не было иного выбора, кроме как уйти из этого района, предоставить все возможности для британской экспансии в этом районе.
После британского ультиматума года были подписаны ряд колониальных договоров. Один, ратифицированный в августе 1890 г., определял африканские колониальные границы по рекам Замбези и Конго, а другой, подписанный 14 октября 1899 г., подтверждал колониальные договоренности XVIII века. Политический баланс в Африке таким образом был утвержден, положив конец претензиям Португалии.
Такая сдача колониальных интересов руководством страны спровоцировала огромный взрыв гнева в Португалии. Как простые португальцы, так и представители разных политических партий оказались настроены резко против короля Карлуша I и англичан. Этим воспользовались республиканцы и значительная группа монархистов, выступивших против мер правительства Карлуша I. В следующем году, 31 января 1891 г., республиканцы попытались перейти к революционным действиям, которые удалось сдержать.
Монархия выстояла, но события заложили прочную основу для недовольства во всем политическом классе португальцев. И ситуация усугубится тяжелым финансовым положением, в котором Португалия пребывала в течение некоторого времени. Страна объявила о банкротстве в 1892 году, что привело к уличным протестам и новому витку критике монархии.
***
Кризисы, последовавшие правление короля Карлуша I, во многом были результатом устаревания политической партийной системы, известной как ротативизм, благодаря которому две основные партии, Партия возрождения и Прогрессивная партия, чередовались у власти. Ротативистская система, вдохновленная британцами, достигла своего расцвета между 1878 и 1890 годами, принеся стране относительную стабильность, которой ей не хватало в предыдущие десятилетия. Но это не продлилось долго.
Ротативизм долго гордился тем, что завоевывал большинство в парламенте во время прямых выборов. Это означало, что король был единственным гарантом текучести кадров. Поэтому ожидалось, что именно король призовет к управлению членов оппозиционных сил из-за бездействия предыдущего правительства.
В 1890 году государственный строй начал ослабевать перед лицом финансовых кризисов, спровоцированных прежними проектами - инвестициями средств в продвижение общественных работ и в модернизацию инфраструктуры (период так называемого “Фонтизмо” (1868-89 гг.), а также инвестициями (после 1886 г.) в армию для реализации плана эффективной оккупации африканских территорий, провалившийся к 1890 г.
Не увенчавшиеся успехом планы заканчивались финансовыми скандалами.
В 1892 году Карлуш, осознав в полной мере, что две сменяющие друг друга партии, должные как бы конкурировать друг с другом, не смогли разрешить правительственный кризис, поручил премьер-министру и генералу Крисостомо де Абреу организовать коалиционное правительство. Оно также оказалось не в состоянии что-либо добиться и было заменено новым кабинетом министров во главе с Диашем Феррейрой.
Феррейра вызывал уважение и не принадлежал к упомянутым двум партиям. Но его политика успокоения не добилась особых результатов. Внешний долг страны провоцировал жесткую бюджетную экономию, нестабильность кабинета министров подогревалась нападками оппонентов.
В результате через год правительство было расформировано. Опять к власти пришла партия Возрождения, закрепившаяся на этот раз достаточно надолго. Председателем совета министров стал Эрнесто Хинтце, а непосредственным помощником стал Жуан Франко. Хинтце оставался весомой фигурой вплоть до 1906 года, трижды становясь премьер-министром. Но и он не смог вывести государство из кризиса. В 1902 году Португалия опять стала официально банкротом. Пытаясь совладать с набирающими силу республиканскими идеями, Хинтце в 1906 году пошел на ряд непопулярных мер и был отставлен. Отставку поддержал и сам король Карлуш.
II. Король-дипломат и диктатура.
А что же делал король? За более чем 15 лет своего правления этот конституционный монарх старался балансировать между различными политическими силами, которые с переменным успехом сменяли друг друга.
Конечно, король принимал участие в разного рода официальных мероприятиях. К примеру, в 1894 году как покровитель науки и искусства Карлуш I занимался празднованием 500-летия со дня рождения принца Генриха Мореплавателя. В следующем году король награждал португальского поэта Жуана де Деуша в Лиссабоне и т.д.
Карлуш как официальное государства внес свой весомый вклад в развитие дипломатических отношений с европейскими странами. За свою внешнеполитическую деятельность и он заслужил другое свое прозвище помимо “Океанографа” – “Дипломат”. В немалой степени благодаря своим родственным связям и контактам с европейскими дворами, личному обаянию, эрудированности, Карлуш проявил себя на данном поприще.
Король имел заслугу вернуть Португалии престиж на международном уровне. При Карлуше I португальские земли c интересом (в основном в 1900-е годы) посетили несколько королей и глав государств. Среди них - император Вильгельм II, испанский король Альфонс XIII, президент Франции Эмиль Лубе (на радость португальским республиканцам).
Король Карлуш и королева Амелия посетили несколько стран. Вообще король и королева внешне очень слажено годами исполняли их официальные обязанности, вместе растили наследников. У них было два сына и дочь, которая, увы, умерла во младенчестве. Несмотря на внебрачные отношения Карлуша, сам брак казался крепким и презентабельным на международном уровне.
Особенно хорошо португальский монарх был принят во Франции. Вообще Карлушем очень восхищались за границей и считали именно превосходным дипломатом. Заслуга Карлуша и в сглаживании отношений с Великобританией. Он присутствовал на похоронах королевы Виктории. А королева Александра и (отдельно) Эдуард VII в начале XX века посетили со своей стороны Португалию.
Для “дяди Европы” это был первый официальный международный визит. В Португалии приезд английского монарха вызвал неподдельный интерес. Не только знать, но и простой народ охотно старался разглядеть родовитого гостя. Лучшие королевские покои, непременное вечернее виски, а также яркие презентации тогдашних достижений Португалии, её музеев, само общество короля Карлуша, сопровождавшего Эдуарда, оставили взаимно хорошее впечатление, сказавшееся на налаживании отношений между странами.
Но, внешнеполитические связи оказались отнюдь не решающими в судьбе короля.
***
К семнадцатому году правления Карлуша страна так и не выбралась из сложной экономической ситуации. Вся государственная система требовала новых решений, многие португальцы в целом склонялись к республиканской форме правления.
Король, как и все правительство, подвергался критике. В частности, некоторым Карлуш казался чрезмерно эксцентричным своими жизненными интересами, да и достаточно расточительным в стране, где уровень жизни населения оставлял желать лучшего.
Карлуш I в мере возможностей пытался реорганизовать политическую жизнь страны, неспособной соответствовать парламентскому режиму из-за его устаревших социальных структур. Но он не осуществил никакого плана структурных реформ, которые позволили бы Португалии основательно стать развитой частью Европы.
Столкнувшись с неспособностью политических партий управлять страной, Карлуш I обратился к диктаторскому режиму за решением глобального кризиса, который беспокоил нацию.
В июне 1906 году в своей 17-й официальной речи король выдвинул кандидатуру политика Жуана Франко на роль председателя правительства. Карлуш умел говорить уверенно и убедительно. Очевидно, что тогда он и решил действовать кардинально.
Кандидатура Франко оказалась очень неоднозначной. Франко уже работал в правительстве вместе с Хинтце, но позже разошелся с прежним премьером. В этот раз король призвал Жуан Франко самому сформировать правительство, поддержанное прогрессистами - правительство коалиционное.
Так Жуан Франко, создавший в 1901 году Либеральную партию возрождения, стал председателем Совета министров, представляя себя либералом, стремящимся найти выход из паралича институтов.
В это же время стало известно, что правительство часто выдавало королевской семье денежные авансы, которые никогда не возвращались государству. Новость стала скандальной. Жуан Франко не растерялся и сделал ставку на проведение реформ, представив в парламент на утверждение те из них, которые касались государственного надзора, министерской ответственности, свободы прессы, открывающие возможности для репрессивных действий против анархистов.
После таких инициатив прогрессисты отказались от коалиционной поддержки и подали в отставку, напуганные усилением роли Жуана Франко. Правительство Франко предприняло репрессивные меры против свободы печати, против республиканцев, и в мае 1907 г. перешло к диктатуре с роспуском парламента.
Карлуш решительно поддерживал Жуана Франко, распустив парламент вопреки ожиданиям. Король продолжал следовать букве закона, так как это входило в его обязанности, однако сложившаяся ситуация шла вразрез с духом закона. В конце того же года муниципальные выборы были отложены, и были сформированы административные комитеты.
Такого рода изменения конечно увидели многие политики, напуганные угрозой надвигающейся политической монополии. Оппозиция развернула антиправительственную кампанию. 28.01.1908 в столице пресекли государственный переворот. В результате правительство установило еще более репрессивные меры с преследованиями и произвольными арестами, которые дополнялись изгнанием неугодных власти. Под указ попадали все несогласные и республиканцы.
Король подписывает этот указ 30 января в Вила-Висоза. Говорят, подписывая его, Карлуш сказал:
«- Я подпишу себе смертный приговор…».
Карлуш оказался прав.
III. Королевская трагедия.
История Португалии навсегда изменилась в роковую субботу 1 февраля 1908 года. В тот день королевская семья вернулась в Лиссабон из Вила-Висозы. Огромная толпа собралась задолго до назначенного времени на Торговой площади и на всех улицах, прилегающих ко дворцу Несесидадес, ожидая прибытия королевской четы.
Король Карлуш I, королева Амелия, принц-наследник Луиш Филипе и младший принц Мануэл прибыли в Лиссабон на барже, чтобы пересесть в королевскую карету. Король решил уточнить у встречавшего его председателя правительства Жуана Франко, как будто у него в этот момент возникло странное предчувствие:
- Безопасно ли пересечь весь город, чтобы добраться до дворца?
- Конечно, Ваше Величество, — ответил Франко.
Утверждение было сомнительным. Кортеж из только одной вместо двух, предусмотренных этикетом, карет, притом открытых, не сильно внушал безопасность.
Король занял место на заднем сидении, слева от королевы. Принцы расположились на передних впереди: Луиш Филипе напротив отца, Мануэл напротив матери.
Экипаж неторопливо двигался, в то время как многочисленная толпа на Торговой площади громко приветствовала монархов. Когда карета находилась почти в центре площади, некоторые смогли разглядеть закутанных в плащи людей, нацеливших карабины на королевскую семью. Раздались выстрелы, послышался ужасный крик, за которым последовали вопли в толпе и всеобщий хаос.
Люди начали хаотично метаться, толкая друг друга. Слышались крики о помощи. В этой суматохе некоторые женщины и дети пострадали. Толпа в ужасе пыталась покинуть площадь.
Что случилось? За мгновения до всеобщей суматохи один юноша в толпе зевак удачно просочился вперед и, встав одной ногой на подножку королевской кареты, выстрелил в короля из пистолета. Принц вытащил свой револьвер, который у него был наготове как раз на случай опасности. Королева попыталась дать отпор убийце своим безобидным букетом цветов. Тем временем успел подойти другой человек - мужчина с длинной бородой и в широкой накидке. Он направил карабин на принца, смертельно ранив его.
Принц Мануэл тоже получил пулевое ранение в руку. Был ранен и кучер. Лошади рванули. Террорист, приготовившийся убить и младшего инфанта Мануэла, был сражен саблей. Со всеми убийцами расправились тут же. Их тела уже лежали на брусчатке, когда королевский экипаж на полном скаку въехал в здание Морского Арсенала.
Можно только с ужасом попытаться представить, что пережили уцелевшие Амелия и Мануэл в те роковые минуты для их семьи. Многие годы Амелия была активным членом королевской семьи. Можно сказать, что королева смягчила антимонархические настроения из-за своей личной популярности.
В считанные мгновения она оказалась вдовой, потеряв не только мужа, но и двадцатилетнего сына. Луиш Филипе, как когда-то Карлуш, также тщательно готовился к роли монарха и также пользовался популярностью – может быть ввиду молодости.
«Это лицо человека с бородой не сходит с моих глаз» - слова королевы Амелии, которая проживет долгую жизнь, но которую долго не будет отпускать по ночам ужас пережитой утраты.
***
Убийство короля и принца потрясло большую часть португальцев. Новость разнеслась эхом по всей Европе, пришедшей в ужас от преступления. Конечно же был объявлен официальный траур в самой Португалии.
Многие люди скорбели и шли прощаться со своим монархом и несчастным наследником престола. В эти же дни после теракта сотни людей отправились в морг отдать дань уважения и цареубийцам. Позже тысячи стекались к их могилам, усыпая могилы цветами.
Таинственным бородатым убийцей оказался Мануэл душ Рейс де Силва Буисса - ревнивый к своему профессиональному долгу школьный учитель. Полиция также опознала убийцу короля - двадцатитрехлетний Альфредо Луиш да Кошта оказался коммерческим агентом из Лиссабона.
Карлуш I, образованный монарх, увлеченный наукой и изобразительным искусством вместе с собственным сыном, поплатились жизнями за парализованный государственный строй, не принесший прогресса самым обездоленным классам. Португалия действительно была одной из самых отсталых стран Европы, сельской страной с очень зарождающейся промышленностью, где уровень неграмотности составлял около 75% в 1910 году.
***
В скорбных обстоятельствах младший сын, Мануэл II, был провозглашен главой государства в мае 1908 г. Однако его правление было недолгим. Диктатура Франко не уцелела. А 5 октября 1910 года в стране была провозглашена республика.
Уже скоро королевская семья покинула Португалию на судне, держа курс на ту самую Англию, которая так удачно лишила Португалию территорий, спровоцировав кризис в начале правления Карлуша.
В конце повествования справедливо вспомнить и о другой вдове, потерявшей мужа, сына и внука. Это тогда еще жившая королева Мария Пия Савойская. Мать Карлуша очень тяжело пережила трагедию. У стареющей женщины даже появились признаки расстройства психики. Она увидела крах монархии, последние годы жизни проведя на своей родине в Италии вместе с братом Карлуша, Альфонсом.
***
Роковые минуты убийства Карлуша I и его сына ускорили конец конституционной монархии в Португалии. Трагедия, оборвавшая жизнь Карлуша I, оставило ощущение недосказанности его судьбы, как и судьбы Луиша Филипе.
Король не запомнился в качестве деспота. Напротив, последнее и посмертное прозвище Карлуша стало "Мученик". Монархисты считали, что действия короля и Франко были единственно верными, что эти два человека стояли на пороге перемен к лучшему.
Но большое количество португальцев с надеждой приняло революцию, случившуюся через несколько лет. Правда, приняли больше по причине агонии старого режима, чем из-за внятных перспектив будущего.