Найти тему
МИР (Море История Россия)

Линкор "Императрица Мария" неправильные выводы.

Тема изучена на форумах, косточки перемыты, новых фактов я не "насыплю", но простите, за категоричность, выводы из этой катастрофы, сделаны явно не те.

Как принято писать: "Буквально на следующий день после катастрофы начала свою работу назначенная Высочайшим повелением комиссия по изучению причин трагедии. Однозначного вывода она сделать так и не смогла, ограничившись лишь тремя версиями".

Главный вывод нужно было сделать еще тогда, причем сразу (глядишь, бед на Руси было бы меньше). Адмирал, у которого на флагмане безконтрольными стадами бродят гражданские, пороховые погреба стоят с открытыми крышками, нижние чины курят в неположенных местах - гуано, а не командующий флотом. Его место - гальюны драить, а не флотом командовать.

На море мелочей нет. Ладно, это лирика, но, офицер, а тем паче, командующий флотом , несет полную ответственность за дисциплину и выучку экипажей.

Разгильдяйство в армии недопустимо, на флоте недопустимо в квадрате, а во время войны недопустимо, от слова совсем. А, тут получается, что ни сам "адмирал" службу не тянет, и офицеры у него распустили личный состав. Или, скажете, не так?

Вместо этого Самодержец Николай II Гольштейн-Готторп, якобы, Романов шлет телеграмму от 7 октября 1916 г. 11 часов 30 минут:

«Скорблю о тяжелой потере, но твердо уверен, что Вы и доблестный Черноморский флот мужественно перенесете это испытание. Николай».

(типа, "примите соболезнования по поводу безвременной кончины Вашего флагмана").

У нас есть скверная традиция: с давних времен, у нас назначение на высокую начальствующую должность, воспринимается не как назначение на новую, очень сложную, и, главное ответственную работу, а воспринимается как некий "дар" властителя и причисление к когорте "непотопляемых". Ладно, вернулись к техническим версиям.

Версия 1 Разложение пороха.

Косвенно связана с первым выводом: подопечные адмирала были обязаны регулярно контролировать состояние полузарядов. Да, такой случай был.

За год до того 30 октября 1915 г. в носовой башне балтийского линкора Севастополь, имевшего практически идентичный с Императрицей Марией тип трехорудийной башенной установки главного калибра, устройство снарядных и зарядных погребов, а также их систем.

Во время постановки линкора на якорь в Кронштадтской гавани после выхода его из дока, производилась перегрузка 42 полузарядов из верхнего в нижний погреб. Когда работа была почти закончена, один из трех оставшихся наверху полузарядов сорвался со стропа и упал с высоты около 8 м на палубу нижнего порохового погреба. Туг же произошло его воспламенение с последующим воспламенением находившихся рядом полузарядов. Несмотря на быстрое распространение пламени, взрыва в течение 6 - 8 минут не произошло. Затем было включено орошение и по затоплению погреба на один метр пожар прекратился.

Все это хорошо, но есть нюанс. Порох линкора был а) "свежий" б) очень качественный. Есть замечательная статья Николая Гаврилкина (который является очень добросовестным исследователем), называется она "Порох линкора "Императрица Мария"", там он (как настоящий историк) приводит теоретический материал по порохам, и практические сведения. Суть сводится к следующему:

В июле - августе 1917 г. полузаряды с порохом партии ОД-16/14 извлекли из погребов 2-й, 3-й и 4-й башен Императрицы Марии, после се подъема в Севастополе, и отправили в арсенал. В 1919-м, ввиду острой необходимости в порохах, эти полузаряды были подвергнуты осмотру и сортировке. Часть зарядов имела негерметичную укупорку и была залита водой и илом, картузы и стягивающие их шелковые шнуры совершенно истлели. В исправных футлярах порох не изменился.

В 1927 г. про порох Императрицы Марии вновь вспомнили... В лаборатории ЦОЗа были проведены испытания физико-химических качеств образцов партии ОД-16/14. Они показали полное соответствие данным приемных испытаний партии в январе 1915-го. Содержание дифениламина оказалось в пределах 0,8—0,9% (вместо 1% в 1915 г.). Это при том, что дифениламин полностью разлагается при нейтрализации выделяющихся при разложении пороха окислов азота. Вспышка по "пробе Вьеля" при 135° через 6 часов не произошла. Сумма часов по десяти повторным нагреваниям при 106,5° составляла от 53,5 до 64 часов.

Затем порох был испытан стрельбой на Научно-испытательном артиллерийском полигоне РККА под Ленинградом в январе 1927 г. Полученные результаты оказались почти идентичными приемным: начальная скорость снаряда весом 479,94 кг, при заряде в 130,04 кг (как в 1915 г.) составила 755 м/с вместо 762 м/с в 1915-м, среднее давление пороховых газов в канале ствола -2250 - 2340 кг/см, против 2360 кг/см во время приемных испытаний. Полученные данные указывали на хорошую сохранность пороха партии ОД-16/14.

Всех приведенных данных достаточно чтобы отметить, что взрыв линкора Императрица Мария произошел не от воспламенения отдельного полузаряда вследствие неосторожного обращения с порохом и не от самовозгорания пороха при его химическом разложении, а от другой причины.

Так, что версия отправляется на полочку с надписью "маловероятные версии".