Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. С портрета кисти Шарля ван Лоо на нас смотрит красивая дама в роскошном платье с горностаевой мантией, у нее на коленях — мопс. Это княгиня Смарагда Екатерина Голицына, одна из самых блестящих женщин XVIII века. Она родилась от второго брака князя Дмитрия Кантемира и княжны Анастасии Трубецкой, которая воспитывалась в Швеции и была моложе своего мужа на много лет. О ней я писала пост.
Возможно, именно шведское воспитание сподвигло ее мать дать дочери двойное имя, весьма непривычное для русского уха — Смарагда Екатерина.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Девочка унаследовала красоту матери. К сожалению, отец умер, когда она была еще ребенком. Анастасия с дочерью жила то в Париже, то в России, так что юная Екатерина с детства ощущала се6я и на родине, и за границей, как дома. Будучи красавицей и к тому же образованной, умной и светски воспитанной девушкой, она была желанной гостьей в царских и королевских дворцах. В России она стала статс-дамой при дворе, как и ее мать. Понятное дело, она была выгодной партией — знатная, богатая, очень привлекательная во всех смыслах девушка.
Но у нее был секрет, который она доверяла только очень близким людям, и который не позволял ей принимать предложения руки и сердца.
Юная красавица страдала от проблем в гинекологической сфере. Какая конкретно у нее была болезнь, сейчас невозможно сказать. Но, во всяком случае, Екатерина знала (возможно, ей сказали доктора), что у нее никогда не будет детей. Была эта проблема физиологического или психологического склада, уже не определить. Похоже, ее вообще не очень привлекали мужчины и, может быть, именно это Екатерина считала болезнью. Но замуж она все-таки вышла, довольно поздно для той эпохи, когда девочек выдавали уже с 13 лет.
Ее мужем стал князь Дмитрий Михайлович Голицын, которого Смарагда честно предупредила, что ждать наследников не придется. Он был согласен на все, лишь бы быть с ней. Голицыны уехали в Европу лечиться на водах, потом осели в Париже. Здесь княгиня открыла в своем доме салон, ставший центром притяжения интеллектуалов и творческих людей.
Любящая театр, Екатерина познакомилась с актрисой Клерон, которая блистала в трагических ролях. Между женщинами завязалась нежная дружба. Голицына осыпала подругу подарками, призывала выступать в России. Она заказала художнику ван Лоо портрет Клерон в роли Медеи. А через год после написания картины Смарагда умерла. Актриса была в таком горе, что заболела. Князь тоже горевал. Он похоронил жену в России.
По завещанию Смарагды большая сумма была выделена на то, чтобы три выпускника-медика Московского университета каждые шесть лет направлялись в Страсбург учиться акушерству и гинекологии. После чего, вернувшись в Россию, развивали бы тут эту медицинскую отрасль. Князь Голицын тоже не отстал от жены. Он построил в Москве в память жены больницу, по тем временам самую современную, где было, разумеется, и акушерское отделение. Вот так получилось, что княгиня Голицына помогла развитию в России определенной отрасли медицины.
#искусство #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Кто этот виолончелист с портрета Карла Брюллова
Какими Минин и Пожарский представлены в искусстве, помимо известного памятника