Продолжаю рассказ о буднях копирайтера во времена становления этой профессии. В 2005-07 годах я надомно подрабатывала в крупной фирме по продвижению сайтов. Начало: часть 1, часть 2.
В то время (середина 2000-х) еще не существовало копирайтерских бирж, крупных посреднических агрегаторов и вот этого вот всего. Даже HeadHunter был еще в хилом состоянии. Заинтересованные стороны искали друг друга как могли, чаще всего по знакомым, на масштабные проекты объявлялись внятные вакансии. Откликались в основном безработные журналисты, студенты-словесники и просто шустрая молодежь, готовая без опыта браться за любую работу.
В фирме, где работала я, задания по исполнителям распределяли редакторы. Через пару месяцев работы становилось понятно, кто из копирайтеров в какой тематике силен, но могло прилететь и что-то совершенно непрофильное.
Объемы текстов - от 200 до 4000 знаков, самый частый формат 450 и 1800. Иной раз на один заказ нужно было написать 10-15 больших и три десятка мелких заметок, все под SEO-формат. Согласитесь, что наклепать одной только бессмысленной фигни в стиле "купите наше самое лучшее недорого" на такой объем сложновато, да и заказчик не примет.
Поэтому я предпочла искать свою нишу, где у меня есть знания и возможность писать, даже с учетом требований продвижения, нормальные осмысленные тексты, для которых я могла подобрать материал и за которые самой было бы не стыдно.
Такой нишей для меня стала промышленно-техническая тематика. Среди заказчиков было много сбытовых контор, торгующих стройматериалами, метизами, металлопрокатом, запчастями, инструментом и прочими негламурными штуками.
- Штихель штихелю - рознь! Одно дело шпиц-штихель и совсем другое - бойль-штихель.
Я в ту пору еще не забыла, чему меня учили в институте и знала, чем отличается твердость от прочности, как по ГОСТу маркируются трубы и болты, что такое электрохимическая совместимость металлов и еще много чего, неизвестного ни журналистам, ни лихим ребяткам, готовым слету браться за любые халтуры.
А еще я помнила волшебные слова "системный подход", которые помогали выстраивать собственный контент-план. Например, работая над обширной серией про метизы открывала справочник-номенклатуру и пошагово описывала виды резьбы, маркировки, профили, материалы, назначение, производителей. Не трудно, если умеючи.
Очень быстро задания потекли рекой. Ведь девочкам, привыкшим щебетать про салоны красоты и путешествия, разговоры о заклепках и сантехнической арматуре давались с трудом.
Меня любили редакторы: мои тексты строго соответствовали SEO-алгоритмам и ТЗ, почти не нуждались в корректуре, сходу принимались заказчиками. Кроме того, я по жизни пунктуальна до омерзения и всегда сдавала работу в срок или чуть раньше - чем облегчала редакторам труд и поднимала KPI.
Меня любили заказчики: хоть я и была для них анонимом, но часто редакторов просили, чтобы заказ направили именно автору вот этого вот текста.
Меня любили менеджеры: с моей помощью всегда можно было закрыть сложный или горящий заказ.
Довольно быстро мне повысили оплату до высшей категории. Сколько это было в деньгах? Давненько это было, за точность не ручаюсь. Но вроде как ставка начиналась с 40 руб/1000 знаков и постепенно дошла до 100 р., за особо сложные и срочные - 200. С учетом тогдашнего курса около 35 р/евро выходило неплохо.
Тут я столкнулась с проблемой, известной любому успешному сдельщику: жадность фрайера погубит. Отказываться от заказов не поднималась рука, а силенок иной раз не хватало. Пару раз я в отрубе падала среди ночи со стула. При этом необходимость идти утром на работу, а также выполнять все прочие дела никуда не девалась. Жить жизнь становилось просто некогда, здоровье посылало звоночки.
Кроме того, даже на хорошей тематике качественно написать больше 5-7 страниц за один присест сложно. На следующий день такие тексты приходилось сильно править, а отправлять полуфабрикат не позволяла профессиональная гордость. Так что пришлось себя ограничивать.
Продолжалось это почти три года. В 2008 году у компании начались сложности, они отказались от надомников, предложив желающим перейти в штат и в офис. Мне такой вариант не подходил и мы расстались. Меня это не слишком огорчило - найти применение прокачанным навыкам не составило труда.
----------------------------------------------------------
Периодически интересуюсь копирайтерскими биржами и крупными агентствами. Заметила весьма неприятную тенденцию в сторону профанации и обесценивания труда автора.
С одной стороны - множество предложений за денежку малую быстренько обучить данной профессии. Но разобраться в регистрации на сайте, заключении договора и работе по внятному техзаданию практически любой может и сам. А если не может, то и после курсов наделает ошибок.
Научить же быстро, интересно и грамотно писать на таких курсах, как мне кажется, совершенно невозможно. Этому можно только научиться через постоянную тренировку. Пишите по 5 страниц каждый день - и через год выработаете беглость пера и собственный стиль. При условии некоторой природной склонности. Точно также, как в любом другом деле.
Впрочем, серьезных статей зачастую и не требуется. Основные задачи: генерация активного присутствия компании в медиа-пространстве, мессенджерах, соцсетях, форумах. Нужно постоянно публиковать "новости", приветики, радостно махать в камеру ручкой, рассылать рекламу на почту, писать восторженные отзывы. Любая лента в любой сети состоит в основном из этого мусора, который давно уже никто не читает.
"Технический писатель" выродился в производителя спама. Оплата за единицу такой продукции копеечная, чтобы набрать заметную сумму надо вести десятки проектов и шелестеть почти круглосуточно.
Впрочем, а нужны ли для этого люди? С такой задачей сейчас прекрасно справляются боты. Скорее всего, большинство вакансий - примерно такой же развод, как прежние предложения собирать на дому ручки Паркер.
Но заодно упали расценки и на написание серьезных статей. При том, что спрос в основном на юридическую, экономическую, банковскую, медицинскую тематику. В этой области нормативная база меняется чуть ли не еженедельно. Чтобы это отслеживать и понимать, нужно быть практикующим профильным специалистом. Стандартная же оплата за услуги копирайтеров от 50 до 100 р/1000 знаков. Специалисту это интересно?
Те же, кому нужны текстовики высочайшей квалификации и кто готов за это адекватно платить, по-прежнему ищут людей прицельно, по связям, в профессиональной среде. Войти в такую среду после онлайн-курсов явно не светит.
Хотя я вообще не могу представить профессии, где можно сходу начать зарабатывать приличные деньги без каких-либо знаний, связей и навыков. Даже в самых сомнительных областях вроде продажи этих самых курсов. Точка входа в любое профессиональное сообщество находится внизу, а скорость роста зависит от многих факторов. Чудес не бывает.
еще на канале по теме:
Если нравятся мои статьи, можете поддержать автора материально
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба