Найти тему

почему Онегин не хотел убивать Ленского

по законам золотого века вас могли допустить в светское общество, если вы совратили девицу или были карточный шулер — но двери салонов для вас закрылись, стоило только, например, отказаться от дуэли, проявить трусость в бою или запустить лапу в казну.

если мы говорим об Онегине, то есть в дуэли с Ленским нарушения такие, что её можно было бы не проводить.

во-первых, после нанесения оскорбления все контакты будующих дуэлянтов друг с другом должны быть оборваны, а волю их передают выбранные секунданты — они же должны стремиться к примирению сторон.

причина, почему дуэлянтов вывозили черт знает куда, на самом деле не только практическая (в военное время, например, был закон, запрещающий стреляться — это логично, потому как если офицеры перестреляют друг друга, кто будет воевать?), но и психологическая — на дуэль могли приходить как на потеху (пусть вас это не удивляет, для тех же просвещенных нежной души французов казнь была публичным развлечением). подогреваемый толпой, дуэлят, поначалу не имея желания убить соперника, мог после убить его, ранить тяжело, в общем, добавить крови в зрелище. логично, что были люди, которые этим нездорово наслаждались (если убийство, пусть и оно регламентировано кодексом чести, отчасти легализовано, то логично, что будут люди, чьи деструктивные наклонности находят в дуэли выход). к таким людям относится Зарецкий, секундант “в дуэлях классик и педант“ не сделал ничего, чтобы предотвратить невольное убийство. он не предложил Онегину от лица Ленского перемирия; когда Онегин опоздал на дуэль на час, он не объявил его неявившемся на дуэль, а потребовал её начать; когда Онегин вместо секунданта привел своего слугу, Зарецкий, зная, что секундант должен быть равен в положении секунданту, а не слугой, что оскорбительно, принял это.

Онегин является убийцей поневоле — во всех его действиях видна попытка как можно безболезнее завершить “конфликт“. Зарецкий же, жажда скандала и сплетен, нарушает все допустимые правила в кодексе или мирится с нарушениями. все во имя крови.

__________________________________________
использованная литетература: Ю.Лотман "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)".