Года полтора назад я писала о том, как понять, что у вашего близкого человека депрессия, даже если он сам пока этого не понимает.
Я тогда привела 7 неочевидных признаков, которые мы все чаще всего склонны объяснять какими угодно другими причинами, но которые на самом деле могут говорить именно о депрессии.
Ссылку на ту статью дам в конце материала.
Сегодня хочу рассказать об особенностях эмоционального состояния человека в депрессии.
Ведь их тоже очень часто воспринимают как капризы, говорят, что у человека "испортился характер", а на самом деле это — симптомы опасной и коварной болезни, которую нельзя недооценивать: это может стоить здоровья вашему близкому человеку.
Ниже 8 эмоциональных маркеров депрессии.
Оговорюсь: они имеют значение, если не были раньше свойственны человеку, или были выражены в гораздо меньшей степени, а сейчас стали очень заметны.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Люди в депрессии иногда описывают своё состояние словами «как будто живёшь без кожи».
У депрессивного человека сильно снижена самооценка, любое совершенно нейтральное событие может быть расценено негативно; чувствительность к чужим словам, мнениям, даже взглядам повышается в разы, каждое неловкое слово становится причиной сомнений в своей ценности, важности, нужности.
ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Депрессия часто (но не всегда, конечно) может сопровождаться тревожным расстройством. Человек в депрессии может буквально сходить с ума от тревоги, у которой нет реальных причин. Именно поэтому с ней так трудно бороться: она не имеет отношения к реальности, это состояние психики — просто ещё один симптом.
Тревожный компонент депрессии, как правило, хорошо купируется медикаментозно, поэтому если есть возможность обратиться к психиатру за назначением таблеток — хорошо бы это сделать, потому что тревога ужасно энергозатратна, и когда она уходит, освободившуюся энергию можно направить на какие-то конструктивные действия, лечение.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ, АПАТИЯ
Впрочем, вместо тревоги может, наоборот, выступать апатия, эмоциональная усталость и опустошённость.
Со стороны при этом может казаться, что человеку просто на всё наплевать. Это, кстати, очень часто вызывает обиды у его близких, потому что они принимают такое отношение на свой счёт: как будто они больше не нужны, не важны, стали безразличны.
Это не так. В депрессии иногда просто заканчиваются силы, наступает своего рода эмоциональное выгорание. Это ужасное состояние, и человек в нём не виноват. Но понять это, не имея собственного опыта депрессии, очень тяжело.
Поэтому здесь полезна семейная терапия — психолог, как правило, умеет объяснить близким, что апатия человека в депрессии вовсе не равна безразличию к ним, что он сам страдает от неё гораздо больше.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕДОСТУПНОСТЬ
Крайняя степень такого выгорания — полная эмоциональная недоступность, когда человек просто перестаёт реагировать на вас, как раньше. Физически он что-то делает, разговаривает, но как будто отгорожен от вас стеклянной стеной. Ваши эмоции его не достигают, контакта просто нет.
Такое отсутствие эмоционального контакта крайне тяжело переносится близкими людьми, потому что человек — существо социальное, для того, чтобы чувствовать себя комфортно в своей «стае», ему нужен эмоциональный отклик.
Эмоции — важная и абсолютно необходимая часть регуляторной системы нашей психики, без них она не существует, я писала об этом здесь.
НЕАДЕКВАТНОСТЬ ЭМОЦИЙ
Бывает и так, что эмоциональные реакции остаются, но не соответствуют раздражителям: человек смеётся или плачет невпопад, реагирует неадекватно ситуации.
Либо сама реакция вполне нормальна, но выражена в чрезмерной, преувеличенной степени, например, сломанный ноготь становится причиной бурной истерики на два часа.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
Рука об руку с этим состояние идёт раздражительность. Нервы будто оголены, запасы терпения исчерпаны, человек закипает в момент от любой ерунды, срывается на крик по малейшему поводу.
Такая гиперреакция нервной системы тоже может быть симптомом депрессии, очень неприятным и для самого человека, и для его семьи, друзей, коллег.
Самое ужасное в том, что такие проявления, разумеется, вызывают ответный негатив, а не сочувствие, и это понятно. Люди просто защищаются от неадекватных реакций, которые воспринимают как «истерику без причин».
В результате получается замкнутый круг: человеку в депрессии нужна помощь, но никто не хочет помогать такому "неприятному" типу.
ПЛАКСИВОСТЬ И ОБИДЧИВОСТЬ
Тоже часто свойственны депрессии: в принципе, это та же чувствительность, только направленная не внутрь, в наружу: причиной своего плохого состояния человек видит не собственные недостатки, а отношение других людей.
Человек при этом искренне убежден, что его не любят, обижают, уделяют недостаточно внимания; даже нейтральный тон воспринимается как признак отстранённости и невнимания, задевает и обижает.
БЕСПРИЧИННОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ
Другая крайность — глубочайшее чувство вины: перед всеми и буквально за всё.
Самообвинение, самобичевание, вина перед самим собой, вина перед близкими, которых человек «обременяет и мешает», вина за события давно прошедших лет и тд и тп — всё это обрушивается на него с огромной силой и очень мешает адекватно воспринимать действительность.
Чаще всего это чувство вины либо не имеет никаких оснований, либо преувеличено в разы, но осознать это в депрессии трудно.
Работать с ним, как правило, приходится сразу с двух сторон: помогают и антидепрессанты, и психотерапия.
Узнали в чём-то себя или своих близких?
Полезные ссылки:
Как понять, что близкий человек в депрессии: 7 неочевидных признаков
3 способа почувствовать себя лучше, если вы в депрессии
За что держаться, когда падаешь
Как вернуть себя из депрессии в реальность
Где взять силы, когда их нет