Найти тему
Автозавод NN

Легендарная полуторка

Грузовик «ГАЗ АА» прожил удивительно насыщенную жизнь. Автомобиль, который «построил» СССР, прошел всю Великую Отечественную войну, и почти 20 лет кряду продержался на конвейере двух автозаводов - Горьковского и Ульяновского. «ГАЗ АА» вышел в отставку только в 1951 году. Знаменитая полуторка была выпущена тиражом почти в 1 000 000 экземпляров. Шасси первого советского грузового автомобиля послужило базой для создания целого ряда специальных модификаций военного и гражданского назначения.

Всё началось 31 мая 1929 года.

В этот день американская компания Ford Motor Company и ВСНХ СССР заключили соглашение об оказании советскому союзу технической помощи в постройке автомобильного завода. Для Страны Советов нужны были в первую очередь грузовые автомобили, поэтому выбор пал на неприхотливую «Ford Model AA».

Все схемы и чертежи грузовика советские специалисты перевели из дюймовой системы в метрическую. Но не думайте, что наш «ГАЗ АА» был точной копией «Форда АА». Советская версия машины получила измененный узел рулевого управления, воздушный фильтр, который отсутствовал на американском грузовике, усиленный картер сцепления. Была усилена рама, наши инженеры разработали другой, деревянный, кузов для машины. Если у американской версии задний мост был с одинарной ошиновкой, то горьковскую полуторку снабдили двускатными задними колесами.

С позиций сегодняшнего дня любопытным было размещение бензобака у «ГАЗ АА». Он находился перед кабиной, располагаясь за приборной панелью. Горловина бака размещалась прямо перед ветровым стеклом. Все оттого, что бензонасоса на грузовике не было. Топливо из бензобака самотёком поступало в карбюратор, конструкция которого не позволяла избытку бензина попадать в цилиндры. Нюансы были незначительные: у «Форда АА» был американский карбюратор Zenith, у «ГАЗ АА» — советский К-14.

«ГАЗ АА», как и его заокеанский предок, был сделан на рамном шасси с колёсной формулой 4х2. Особенностью автомобиля была необычная трансмиссия, в которой в качестве продольной тяги использовалась «толкающая труба» (torque tube). Внутри неё находился закрытый карданный вал. Подобная схема была характерна для многих американских автомобилей тех лет, и «Форд» не был исключением.

Машине полагался четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель, работавший в паре с 4-МКПП и выдававший всего 40 л.с. Мотор отличался впечатляющей неприхотливостью. Водители тех лет отмечали, что вывести двигатель из строя было просто невозможно. Силовой агрегат потреблял исключительно низкооктановый бензин, для эксплуатации в СССР в предвоенные годы это было преимуществом.

Помимо версии 4х2, почти 10 лет выпускался грузовик повышенной проходимости с колёсной формулой 6х4 и грузоподъемностью 2 тонны. На его базе строили штабные автобусы и большое количество бронеавтомобилей.

За все время долгой конвейерной жизни машину собирали не только на Горьковском автозаводе, но и на автопредприятиях в Москве, Ульяновске и Ростове-на-Дону.