Ну что, мой поиск литературной крипоты все продолжается и еще один роман закончен.
Еще в 2012 году, когда я зачитывался Дэном Симмонсом (навернул Террор, затем сразу Гиперион 2 части) видел, что он еще и пытался в хорроры. Человек он разносторонний, поэтому у него отлично получается и рассказывать историю, как историческую, так и фантастическую, думаю и с хоррором он справится, верно? Да, верно! Ну, с некоторыми маленькими оговорочками.
Что будет, если соединить в одну кучу и смешать кинговское ОНО, Дрожь Земли, Dead Space и приправить чепоткой Сайлент Хилла? Эта книга и получится, захватывающая, напряженная, местами жесткая, местами слишком по-детски наивная, но все равно годная. Больше всего роман похож все же на ОНО, мне даже кажется, что Симмонс то ли поспорил с кем-то (может с самим Кингом, они же друганы), то ли просто по фану запилить свою версию ОНО, как он видит. Поэтому сеттинг полон до боли знакомых нам клише: в маленьком тихом американском городке, где все всех знают, окруженном бескрайними кукурузными полями, кучка одиннадцатилетних школьников сталкиваются с НЁХ во время летних каникул. Сначала все начинается с внезапной пропажи одного из учащихся, а потом чем дальше в лес, тем больше дров: Симмонс постарался собрать как можно больше хоррор клише, но таки смог отлично их обыграть, поэтому они не так сильно бросаются в глаза, а так это стандартный суповой набор: НЕХОРОШЕЕ под кроватью, в подвале дома и в кладовке, криповый сторож школы, древняя легенда, одинокий богач в огромном старом особняке, местные малолетние хулиганы без тормозов и многое-многое другое.
Компашка школьников, кстати, не слишком штампованная, обычно это какие-нибудь лузеры, типа толстяк, задрот и какой-нибудь озабоченный неудачник, но тут если толстяк, то малолетний гений-радиоинженер, альфа компашки - гений планирования и стратегии, при этом люто верующий католик и прочие интересные личности. Персонаж Корди Кук вообще мое увожение. Это наглухо поехавшая девочка, живущая в семье бедняков-оборванцев около свалки, с невозмутимостью терминатора. Любит свое ружье, которое длиннее, чем она сама и своих верных собачек - Вельзевула и Люцифера. Сцен с ней немного, но когда она появляется, вы офигеете от ее крутости. Вообще местное школье тут какие-то вундеркинды, все в свои 11 лет умеют управлять авто и грузовиками, шмалять из обрезов и чинить технику на лету. Не знаю, что там за шестидесятые были в Америке, но верится в такое с трудом.
Так как городок маленький, то Симмонс очень грамотно и ненапряжно знакомит нас с каждым из жителей по мере того, как он будет нужен сюжету, а не наваливая сразу все истории персонажей в кучу. Благодаря этому повествование кажется очень плавным, что позволяет сделать акцент на напряженных моментах, которые до определенного времени прекрасно нагнетают мистическую обстановку, особенно когда еще толком непонятно с чем столкнулись жители городка. Внезапно в паре моментов автор срывается в жестокий контент 18+, отчего также пребываешь в шоке, типа как же так, нормально же общались.
В общем, две трети книги пролетают в напряженном азарте и мистическом угаре, но за этим рубежом внезапно вылезают минусы. Их немного, но они есть. После замечательных 2/3 романа непонятно зачем (ради объема я полагаю) автор заставляет героев заниматься ерундой, не влияющей особо на сюжет или влияющей, но очень слабо и сомнительно, достает огромные рояли из кустов, делает детей слишком наивными (и зачем я к этому придираюсь, роман-то про школьников, но учитывая насколько серьезно они воспринимают окружающий мир, то почему нет?), а взрослых слишком тупыми, с энтузиазмом повторяющими подвиг мужика из ролика НЕ ЛЕЗЬ ДЕБИЛ ОНА ТЕБЯ СОЖРЕТ. В данный момент становится очень заметно, что многие вещи были добавлены в книгу просто потому что это типа страшнее и напряженнее, в ущерб логике и целостности.
Но финальная локация и замес там прям голливудский, полное ощущение, что смотришь летний высокобюджетный блокбастер (со взрывами, пожарами, грозой и торнадо). Кстати, об этом, SONY уже объявила об экранизации этой книги, приассайнив какого-то мексиканского ноунейм режика на проект. Чекнул его на кинопоиске - 3 фильма и все с овер 85% рейтингами критиков, так что надо будет заценить. Вообще, экранизацию именно такого хоррора считаю не слишком целесообразной, потому что уважением сейчас пользуются инди хорроры со всякой оригинальной подачей и идеями, а не такая вот вполне себе "классика". Вот сериал - может быть, смотрите на успех Stranger Things, которые как оказалось взяли подозрительно много идей из Лета Ночи.
Резюмируя, если вы смотрели Stranger Things и вам дико понравилось и всех сезонов показалось мало, хватайте Лето Ночи и вы не пожалеете.
#книги #ужасы #horror #роман #симмонс #литература #чтопочитать #искусство #отзывнакнигу