Президент России Владимир Путин, вернувшись из Ирана, собрал экономическое «политбюро» и поручил готовить страну к долгой изоляции.
На совещание были приглашены пять человек: глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, помощник президента Максим Орешкин, глава ВТБ Андрей Костин и руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.
Судя по высказываниям этих высокопоставленных чиновников на протяжении последних пяти месяцев, никто из них заранее не знал о масштабах предстоящей «военной спецоперации» в Украине. Иначе были бы сделаны запасы запчастей для добывающего оборудования, станков, самолетов и др.
В стране схлопываются целые отрасли.
Больше всего пострадал автопром – сборка новых легковых автомобилей сократилась на 97%, выпуск тепловозов и электровозов – на 60%, а производство пассажирских самолетов фактически остановилось.
Впрочем, из последних кадровых назначений можно сделать вывод, что руководство страны верит в успех импортозамещения в условиях глубокой изоляции (об чем свидетельствуют недавнее повышение Дениса Мантурова, тяготеющего к плановой экономике, до звания вице-премьера).
Хотя Росавиация с мая и приостановила публикацию статистики авиаперевозок, по косвенным показателям можно судить об ухудшении состояния в отрасли.
Согласно данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), российские авиакомпании по итогам I квартала получили рекордный за восемь лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд рублей. И с каждым днем ситуация продолжает ухудшаться.
Важно:
именно в летний период российские авиакомпании зарабатывают деньги в связи с сезоном отпусков, но в этом году они лишены такой возможности. Из-за закрытого авиасообщения в Европу, например, «Уральские авиалинии» терпят большие убытки и начинают сокращать персонал.
Но закрыта не только Европа. Из-за угрозы ареста самолетов российских авиакомпаний до сих пор не восстановлено авиасообщение по таким популярным направлениям, как Таиланд, Индия, Мексика.
Но и это еще не всё. Выпадающий пассажиропоток российских авиаперевозчиков из-за 11 закрытых аэропортов на юге страны составит 19,1 млн человек в 2022 году. Такая оценка содержится в презентации Минтранса.
Росавиация с начала «спецоперации» в Украине в феврале ограничила полеты в 11 аэропортов юга России в целях безопасности. Закрыты аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Ограничение с 24 февраля многократно продлевалось, сейчас – до 30 июля.
В связи с этим, например, S7 Airlines не планирует продавать авиабилеты в эти аэропорты до марта 2023 года.
Если сейчас все так плохо, то что будет зимой?
На прошлой неделе произошли в одно и то же время, как мне кажется, два взаимосвязанных события. Сначала ЕС ослабил санкции для российских авиакомпаний в части поставки продукции, отсутствие которой может влиять на безопасность полетов. Детали Еврокомиссия разъяснит на этой неделе.
Росавиация в ответ разрешила полеты самолетов Boeing 737 MAX над своей территорией. Но речь пока не идет о повторной сертификации самолетов данного типа в России. Здесь выгодоприобретателями являются турецкие и арабские авиакомпании, которые теперь могут летать в Россию на более экономичных самолетах.
Радует, что диалог на уровне авиационных властей продолжается, и стороны могут договариваться по важным вопросам.
Представим будущее наших авиакомпаний в условиях длительных санкций.
Во-первых,
российским авиакомпаниям стоит ожидать длительные судебные процессы со страховыми компаниями, представляющими интересы лизингодателей.
Возьмем, к примеру, крупнейшую частную авиакомпанию S7 Airlines. У нее в операционном лизинге находятся 17 самолетов Embraer 170, которые принадлежат ирландской AerCap. Эти самолеты производства 2004-2006 годов, и они не нужны лизинговой компании. Это страховой случай, и AerCap выгоднее получить финансовую компенсацию по факту хищения самолетов.
У S7 Airlines не только эти 17 самолетов, но и весь остальной флот состоит из самолетов западного производства и находится в операционном лизинге, поэтому ей придется выплатить все компенсации и неустойки по лизинговым контрактам и выкупить самолеты по оценочной стоимости на конец марта, когда вступили в действие санкции ЕС против российских авиакомпаний. А это может означать высокую вероятность банкротства российского авиаперевозчика. Сумма всех исков может составить до $ 1 млрд. Для сравнения, «Трансаэро» обанкротилась, когда ее долг составлял всего $ 160 млн. Вполне возможно, что будет реализован именно этот сценарий, а авиакомпания перезапустится под свидетельством эксплуатанта авиакомпании Globus и под другим названием.
Во-вторых,
неизбежна разборка самолетов на запчасти для поддержания парка летающих самолетов. Но такое решение поддержит авиаперевозки в России не более 5 лет.
В-третьих,
некоторые авиакомпании попытаются сменить владельца и зарегистрировать свой бизнес в другой стране, как, например, это пытается сейчас сделать Air Bridge Cargo путем создания совместного предприятия по грузовым перевозкам с Etihad Airways. Если удастся договориться с российским правительством и Бермудскими авиационными властями, то флот Boeing 747-8F Air Bridge Cargo перебазируется в Шарджу.
А вот «Аэрофлоту» можно не переживать за своё будущее: после недавнего размещения акций авиакомпания фактически превратилась в государственную с долей 74%.
Представим, что ситуация между Россией и Западом нормализовалась;
это не означает, что сразу же возобновится авиасообщение. Если ЕС откроет свое небо для российских самолетов, то пройдет как минимум полгода, прежде чем первый самолет российской авиакомпании сможет приземлиться в аэропорту Европы. Что касается Лондона, то прямых полетов туда из России вообще не предвидится длительное время, потому что у «Аэрофлота» отобрали все его слоты и отдали другим авиаперевозчикам.
Почему?
Всем российским авиакомпаниям и организациям по ТО и Р предстоит заново подтверждать свою компетенцию и повторно проходить сертификацию по нормам EASA и других авиационных властей; процесс этот может занять от трех месяцев до нескольких лет. А чтобы авиакомпанию удалили их «черного списка ЕС для небезопасных авиакомпаний», потребуется как минимум полгода.
Теперь обратимся к прогнозу, сделанному Boeing для России.
Американская авиастроительная корпорация заявила, что не будет продавать самолеты в Россию в ближайшие 20 лет.
«Для нас это нецелевой рынок»,
– заявил вице-президент американской компании по коммерческому маркетингу Даррен Халст.
До 2041 года Boeing планирует поставить заказчикам 41,2 тысячи самолетов, говорится в карте поставок. Годом ранее эта цифра была выше – 43,6 тысячи. Большую часть выпавших из прогноза самолетов (1500) компания собиралась передать в Россию.
Я бы не был столь категоричным на месте нынешних руководителей Boeing, ведь это частная компания, нацеленная на получение прибыли. И если политическая ситуация внутри России изменится, то Boeing снова обратит свой взор на Россию. В нынешних реалиях нельзя планировать на 20 лет вперед, это нам показал пример пандемии Covid-19, кардинально изменивший планы всех участников отрасли. К тому же, сейчас наметился четкий тренд на проектирование самолетов на электрической тяге, а в качестве основных видов топливо рассматриваются биотопливо (SAF) и водород. Такие самолеты вряд ли будут востребованы в России в следующем десятилетии, так как российское правительство делает ставку на традиционную энергетику.
Что касается американской компании, то Boeing накануне опубликования финансовой отчетности за II квартал, запланированной на 27 июля, видит многочисленные положительные катализаторы, который могут подтолкнуть компанию вверх. Речь идет о возобновлении поставок самолетов Boeing 787 Dreamliner в августе и росте спроса на путешествия по всему миру.
В июле акции компании выросли на 15%. Нельзя не заметить, что Boeing постепенно выходит из кризиса. Темпы производства самолетов семейства Boeing 737 MAX выросли до 31 единицы в месяц. Обнадёживающие испытания новой гибридной силовой установки в сотрудничестве GE Aviation дают нам больше уверенности в том, что через три-четыре года Boeing представит на суд широкой публике концептуально совершенно новый пассажирский самолет.
Boeing славно поработал с клиентами на прошедшем недавно авиасалоне в Фарнборо, где разбил в пух и прах Airbus, заключив контракты почти на 300 самолетов против 84 у своего главного конкурента. Справедливости ради отмечу, что в июне «музыка играла на улице» Airbus: европейский концерн получил крупный заказ на 292 самолета от четырех крупнейших китайских авиакомпаний.
К сожалению, Boeing покидает Россию и закрывает свой офис на Тверской улице в Москве, а сотрудников, которые заняты в наиболее значимых проектах, релоцируют вместе с семьями в США.
Что же российский авиапром?
Надежд мало, пока одни обещания. И хороших новостей нет. А тут еще Китай на днях «попросил» Россию из совместного проекта широкофюзеляжного CR-929.
Китайские СМИ сообщают, что проект находится под угрозой из-за усиливающихся разногласий между партнерами по поводу того, как они будут распределять прибыль, и возможного участия в проекте западных компаний.
Россия недовольна тем, что Китай хочет пригласить западные компании принять участие в проекте стоимостью $ 50 млрд.
Одна из ключевых причин заключается в том, что Пекин надеется, что пассажирский самолет CR-929 будет соответствовать западным нормам летной годности. Широкофюзеляжный самолет предназначен для полетов в Европу и США, поэтому, по мнению китайской стороны, было бы лучше выбрать некоторые ключевые компоненты, разделив заказы с европейскими и американскими производителями. Например, Пекин хочет использовать американские двигатели и немецкое шасси, в то время как Россия настаивает на использовании систем и изделий собственной разработки, несмотря на плохие показатели надежности.
CR-929 – планируемый дальнемагистральный 280-местный самолет, разрабатываемый Шанхайской корпорацией коммерческих самолетов Китая и российской ОАК.
Пока, глядя на отечественную авиацию, на ум приходит только фраза великого комбинатора: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
#авиа #санкции
_________________________________
Друзья! Алгоритмы Яндекса показывают многие острые материалы по текущей повестке только подписчикам канала.
Подписывайтесь на Bitkogan в Яндекс Дзене, если хотите своевременно получать самые важные новости и взвешенную экспертную оценку происходящего в сфере финансов и экономики!
Наши каналы:
Telegram bitkogan , Telegram bitkogan HOTLINE , Instagram , Youtube , FaceBook , Twitter , VK
Знакомьтесь с актуальной информацией и задавайте вопросы.