Найти тему
КИНО TALK

Читаем сценарий "Бриллиантовой руки". Что не вошло в фильм

Оглавление

Занимательное времяпровождение — читать оригинальные сценарии наших любимых советских комедий, изученных, кажется, вдоль и поперёк. И находить что-то новое.

Например, можно найти ответ на не дающий нам в своё время покоя вопрос, кто всё-таки такой Лёлик? В сценарии его кличка - Механик.

"Недалеко от гостиницы в видавшей виды «Волге» Графа ждет шофер, друг и сообщник, – мрачный богатырь с лохматыми нависшими бровями, по прозвищу Механик. Это бывший тяжелоатлет, дисквалифицированный за систематическое пьянство или, как теперь принято выражаться, за нарушение спортивного режима."

В общем, не военный, не разведчик, а бывший спортсмен.

Кстати, Геша (Миронов) в сценарии назван Графом.

***

-2

Действительно, роль Cемён Семёныча писалась конкретно под Юрия Никулина:

Он и есть главный герой нашей истории – человек крайне скромный, добрый, тихий, даже застенчивый. Ему за сорок. Он высокий, немного сутуловатый, с удлиненным, чуть‑чуть печальным лицом.
В общем, он очень похож на нашего любимого артиста Юрия Никулина, который, мы надеемся, и сыграет эту роль.

***

Жена Горбункова описывается так:

Рядом с ним его жена Надежда Ивановна, которая значительно моложе и, безусловно, гораздо энергичнее своего мужа. Это миловидная женщина, сохранившая стройную фигуру, несмотря на то, что она уже мать двоих детей.

Как бы не совсем соответствует Нине Павловне Гребешковой, но Гайдаю было виднее.

***

Заметьте, в сценарии нет песни "Остров невезения"
Заметьте, в сценарии нет песни "Остров невезения"
-4

Кое-какие словечки были выкинуты.

– Смотри, не перепутай! Травма… Все достоверно… Как говорит наш дорогой Шеф, главное в нашем деле – социалистический реализм!.. Ну, пора… Турист!

Всё-таки слово "социалистический" убрали от греха подальше.

***

Кстати, вся тарабарщина — импровизация актёров. В сценарии слова не прописаны.
"Семен Семенович отстает. И в это время его хватает за руку какая то темпераментная жрица любви и, что-то быстро говоря на своем языке, тащит за собой по направлению к открытой двери дома. Семен Семенович растерян и оказывает ей весьма слабое сопротивление. Граф замечает это и бросается на выручку."
Кстати, вся тарабарщина — импровизация актёров. В сценарии слова не прописаны. "Семен Семенович отстает. И в это время его хватает за руку какая то темпераментная жрица любви и, что-то быстро говоря на своем языке, тащит за собой по направлению к открытой двери дома. Семен Семенович растерян и оказывает ей весьма слабое сопротивление. Граф замечает это и бросается на выручку."

***

В фильме отсутствует сцена с экскурсоводом:

На городской площади у какого‑то памятника группа туристов окружила местного гида. Это высокий, не по годам стройный и подтянутый старик, одетый аккуратно, но скромно. Его совершенно седые коротко остриженные волосы разделены безупречным пробором. И только мешки под глазами и горькие складки в углах рта свидетельствуют о его возрасте и, видимо, не очень легкой жизни.
Говорит он на отличном русском языке, правда, чуть старомодно, но зато по‑петербургски изысканно.
Экскурсия окончена, и, как это принято у советских туристов, руководительница группы преподносит гиду сувениры: модель спутника, матрешку и блестящий электросамовар.
– Спасибо, спасибо, господа! – говорит по‑настоящему растроганный гид. – Желаю вам счастливого возвращения на вашу… если позволите сказать, на нашу прекрасную родину… Я бы хотел…
Но тут он вдруг замолкает, словно проглотив какой‑то комок, и опускает голову.
Туристы затихают. И в наступившей тишине чуткий Семен Семенович, чтобы разрядить обстановку, говорит:
– А это вам… От меня лично… И от нас всех… Особая московская… – Он протягивает гиду сувенирную бутылочку.
-6
-7

***

У бородатого регулировщика также была роль побольше:

Запыхавшийся Граф подбегает к бородатому полицейскому на углу:
– Эскюз меня! Плиз!.. Площадь Королевы‑матери!.. Кинг‑мама… На углу Рыбной улицы… Ну, рыба… – и он жестом руки показывает хвост плывущей рыбы. – Рыбная улица… Фиш‑стрит…
Полицейский, наконец поняв, обрадованно смеется:
– О, йес, йес!..
Он достает блокнот и начинает рисовать план.
…Растерянный Семен Семенович, озираясь по сторонам в поисках исчезнувшего товарища, вдруг оказывается около того же бородатого полицейского.
– Простите… Вы не видели?.. Здесь не проходил человек вот в такой шляпе?.. Русский…
– Руссо? Йес, йес… Фиш‑стрит! – смеется полицейский, повторяя жест Графа.
Он сажает Семена Семеновича в коляску своего мотоцикла и дает газ.
…Граф быстро идет по улице, сверяясь с планом. И тут его нагоняет мотоцикл полицейского. Бородач радостно козыряет, а Семен Семенович выскакивает из коляски.
-8

***

По сценарию, Геша пытается "сбросить хвост" на местной ярмарке, войдя в аттракцион "Лабиринт". Но в итоге, Горбунков его быстро проходит, а Козодоев, напротив, теряется.

-9

Падает Горбунков просто так, без всяких шкурок банана.

-10

Гешу "освобождают" не дети:

На площади хозяин балагана за руку выводит заплаканного Графа из лабиринта. Указав ему направление, хозяин слегка подталкивает его, и Граф рысью направляется к Рыбной улице.
-11

Далее сцена также с небольшими изменениями:

«Эти кретины уверяли, что он был без сознания. Даже нашатырь давали нюхать… Значит, этот лопух ничего не знает. Отлично! Он провозит товар через таможню, а дома… Словом, если дело выгорит – валюту получаю я, а если прогорит – срок получает он…».
Жрица любви замечает нового потенциального клиента и преграждает ему путь.
Граф на секунду задумывается, затем, постучав по часам, пожимает плечами и с сожалением разводит руками, как бы говоря: «С удовольствием, но нет времени!»
Потрепав ее по подбородку, он буквально выскальзывает из ее рук.

Продолжение: