С середины XIX века в печатной продукции неуклонно сокращалось количество слов, связанных с эмоциями и субъективными ощущениями в пользу рациональной аргументации. Все изменилось в 1980-х гг., и ускорилось примерно в 2007 году — субъективизм празднует триумф над рацио.
Мартен Шеффер с коллегами из Вагенингенского университета (Нидерланды) с помощью специальной программы проанализировал лексику в миллионах англоязычных и испаноязычных книг с 1850 года по 2019 год, а также содержание статей «Нью-Йорк Таймс» и поисковые запросы Google в поисках баланса между эмоциями и рациональностью.
Исследовались понятия, отражающие объективность (связанные с наукой, рациональным принятием решений, процедурами и системами), и понятия, связанные с личным опытом (чувства, духовность, эмоции и личные отношения).
Анализ показал, что доля англоязычной художественной литературы в общем количестве книг на английском выросла примерно с 5% (период до 1975 года) до примерно 35%. Выяснилось, что динамика понятий интуиции и слов, связанных с рациональностью, прослеживается в художественной и научно-популярной литературе почти параллельно. Баланс между рациональными и интуитивными словами в статьях New York Times с 1850 года и поисковых запросах Google с 2004 года отражает ту же тенденцию, что и для книг. Идея о смещении акцента с коллективного на индивидуальное начиная с 1980-х годов подтвердилась ярко выраженной тенденцией к использованию местоимений единственного и множественного числа — писать стали больше не об окружающем мире, а о себе.
Возможные причины взлета рациональности с 1850 по 1980 годы по Шефферу:
Быстрое развитие науки и техники и их социально-экономические преимущества привели к возникновению статуса научного подхода, который постепенно проникал в культуру, общество и все его институты от образования до политики. Роль спиритуализма в модернизированных, бюрократических и секуляризованных обществах уменьшилась.
Возможные причины краха рациональности и триумфа субъективизма после 1980 гг. по Шефферу:
В конце 70-х гг. в обществе появилось ощущение того, что мир движется по несправедливому пути, напряженность, связанная с результатами неолиберальной политики — усиления экономического расслоения общества на бедных и богатых. Если несправедливую систему защищают рациональными аргументами, то потеря интереса к рациональности становится некой формой психологической борьбы с системой.
Фактор соцсетей: вскрытие правды, преувеличение и дезинформация
Обнаруженный учеными резкий рост в печатном дискурсе с 2007 года числа слов, связанных с интуицией, может быть результатом почти повсеместного бума соцсетей. Различные группы и движения через соцсети поднимают проблемы, которые большинство раньше не видело: «Например, соцсети стали катализатором «арабской весны», среди прочего, изображая зверства режима, видео джихадистов мотивируют террористов показом ужасных действий, совершенных американскими солдатами, а веганство пропагандируется кампаниями в социальных сетях, подчеркивающими ужасающие вопросы благополучия животных».
Независимо от того, преувеличены проблемы или просто раскрыты в Интернете, эффектом может быть восприятие несправедливого мира, запутавшегося во множестве кризисов. Кроме раскрытия неприятной и тревожащей правды и ее преувеличения, соцсети кишат откровенной дезинформацией и теориями заговора, которые обычно изображают установленные институты как скрывающие правду и поддерживающие несправедливость. Все это не ново. Но соцсети усиливают общественное возбуждение, провоцируют на эмоциональную, а не рациональную реакцию.
Эти выводы нам кажутся верными, но односторонними. С какими объективными общественными процессами связан взрыв субъективного идеализма и как результат — того, что в теории медиа называют эпохой пост-правды, триумфом постмодернистских интерпретаций, поговорим в следующий раз.
#медиаграмотность #постправда #медиа #политика