Если правда, что все сюжеты и истории давным-давно придуманы, то создатели серии комиксов и фильмов про Железного Человека явно вдохновлялись рассказами про Парового Человека - Стиммена, чудо-машину, чьи вымышленные подвиги печатались в виде грошовых романов и приложения к различным журналам. Свое знакомство с этим персонажем я начал не с самого первого выпуска, но этот рассказ мне здорово напомнил сценарий начала киноэпопеи про Айронмена.
Сюжеты про Парового Человека незамысловаты. Существует на свете гениальный инженер Фрэнк Ридл-младший. Его штаб-квартира находится в городе Ридстаун, который основал его папаша Фрэнк Рид-Старший, город является этаким стимпанковским аналогом "Силиконовой долины", где в механических мастерских изготовляют все от гвоздей до самых современных паровых машин. Используя возможности отцовского наследия, Фрэнк изобретает и строит уникальную машину под названием Стиммен.
Помимо светлой головы и капитала, у Рида-младшего полно друзей, которых судьба заносит в отдаленные районы Северной Америки и там с ними происходит какая-либо беда. Фрэнк, несмотря на наличие молодой красавицы-жены, срывается с места и мчит со своим Стимменом на выручку, а бывает и просто вмешивается в ход дела, которое ему кажется несправедливым.
Согласно этой черте своего характера, Фрэнк моментально собирается в дорогу, когда к нему приходит письмо из Мексики, где сообщается, что его хороший друг Харви Монтейн, подвергся нападению бандитов, когда разрабатывал золотую шахту, где-то во внутренних районах страны. Все его люди были перебиты, а сам он томился в плену у главаря мексиканской "мафии" Мигеля Костелло. Причина, по которой бандиты, удерживали горного инженера заключалась в том, что Костелло намеревался принудить Монтейна безвозмездно пахать над улучшением добычи благородных металлов на собственных шахтах.
Не заморачиваясь с таким делом, как получение разрешения на въезд в чужую страну, ведь предстояло иметь дело с какими-то мексиканскими гризерс, Фрэнк потребовал карту Мексики и начал готовить своего Стиммена к путешествию. Вот его описание.
Стиммен
Представьте себе гигантского человека, сделанного из железных пластин, держащего в руках оглобли повозки. Человек был сделан из стальных пластин, соединенных шарнирами на лодыжках, коленях и бедрах. По ногам проходили шатуны и ползуны, показывающие, что движущей силой человека был пар. Туловище человека представляло собой топку, а на спине находился поршневой цилиндр, а также манометр и индикатор. Высокая шапка служила дымовой трубой, во рту Человека находился свисток, а на лбу располагалась фара.
Резервуары с водой находились в ногах и руках человека и были так устроены, что обеспечивали непрерывную циркуляцию воды в котле. Вожжи тянулись от дросселя и свистка во рту человека к шасси повозки, и именно с их помощью железный монстр направлялся и управлялся с величайшей легкостью. На этом описание парового человека закончено.
Экипаж также был сделан из стальных листов, искусно склепанных и пуленепробиваемых. В кузове были устроены бункеры для угля, а также отсеки для безопасного хранения провизии и боеприпасов. Над угольными бункерами были устроены койки для сна. Стенки и крыша экипажа были полностью изготовлены из тонкой сетки из пуленепробиваемой стали. В этой сетке имелись бойницы, через которые можно было стрелять по врагу из винтовок.
Дверь в задней части кузова обеспечивала вход и выход. Оказавшись внутри этой стальной клетки, пассажиры были в полной безопасности от любого снаряда, кроме пушечного ядра. Паровой Человек был, безусловно, замечательным изобретением. Четырехколесный экипаж с рифлеными шинами он мог везти по ровной местности быстрее, чем обычный поезд тащит вагоны. Ход Человека был чем-то потрясающим. Фрэнку предлагали большие суммы за секрет его изобретения. Но он не продал бы его по многим веским и достаточным причинам.
Конец описания.
Не буду останавливаться на всех перипетиях освобождения Монтейна, можете представить себе смесь среднего голливудского боевичка с вестерном и приключенческим фильмом, и все станет понятно. Навести порядок в Мексике Риду помогали два классических придурковатых помощника: "тупая машина смерти" ирландец Барни О'Ши, и "ловкач-юморист" потешный негр по имени Насос.
Автором цикла 5-ти центовых рассказов о приключениях Рида-младшего был американский писатель Луис Сенаренс (1863-1869). Он подрезал идею Парового Человека у Гарри Энтона, своего коллеги по писательскому цеху, который впервые написал о приключениях чудо-машины в 1868 году в книжке "Паровой человек из прерий". В дальнейшем, когда публике стал приедаться пресловутый железный болван, Сенаренс пересадил своего героя на Парового Скакуна, а потом и на вертолет, дирижабль, подводную лодку и т.д., заслужив тем самым славу "американского Жюль-Верна".
Р.S. Книжка, о которой идет речь в начале статьи называется "Фрэнк Рид-младший с новым паровым машинистом в Мексике или, горячая работенка среди гризерс". Гризерс (greasers) - американская презрительная кличка мексиканцев, переводится как смазчики, якобы из-за того что мексиканские пеоны постоянно смазывали скрипучие оси своих телег. Моя версия заключается в том, что гризерс, это искаженное испанское грасиас - спасибо.