Мы можем быть так заняты и увлечены своей работой и социальной деятельностью, что возникает вероятность потерять эмоциональный контакт с собственным ребёнком. И задача родителей обучить своё чадо говорить о потребностях, в том числе психологических.
Я составила это Колесо баланса для этих целей. Вариации по содержимому секторов приветствуются.
Итак:
1. Распечатав его или самостоятельно начертив, предлагаем детям школьного возраста и студентам его заполнить.
2. Проговариваем о своей готовности помочь с пояснениями и фантазируем вместе на тему каждого сектора при желании. Чем больше творческого и эмпатичного взаимодействия на этом этапе, тем лучше. В случае замкнутости человека, не стоит навязывать свой энтузиазм.
3. Как можно улучшить данную сферу? Задавая этот вопрос, мы вовлекаем чадо в рациональную доверительную беседу о потребностях, изучаем паттерны поведения свои собственные и нашего ребенка. Создаем атмосферу доверительных отношений в семье и развиваем базовые навыки психики юных созидателей собственной жизни.
Пояснения.
Эмоции. Определяем уровень эмоциональной саморегуляции. Насколько эмоции захватывают пульт управления и мешают ли они в общении с людьми, какие это эмоции и какие убеждения/ценности за ними стоят. Напомню, что мы проводим занятия по развитию эмоционального интеллекта для подростков и родителей в формате тренингов и арт-терапевтического творчества в виртуальной реальности.
Здоровье. Оцениваем самоощущение своего физического состояния от 0 до 10. На 3 этапе предлагаем накидать варианты и желание развивать здоровье самостоятельно и при помощи специалистов.
Семья. Оцениваем уровень удовлетворённости отношений в семье в целом, накидываем варианты как можно их улучшить.
Друзья. Дружеская поддержка и умение выстраивать отношения, как можно усилить этот навык.
Учеба. Важно, чтобы человек сам оценил эту сферу. Оценки в дневнике не должны быть ключевым фактором, развивать интерес к освоению новых знаний - это задача взрослых.
Игры. В этом секторе могут быть различные развлечения для подростков, важно не осуждать и не обесценивать эту деятельность. Можно узнать чем именно интересна эта игра. Может быть есть желание совместных развлечений в кругу семьи или помощь с организацией досуга с друзьями.
Хобби. Увлечения и интерес к внешкольным дисциплинам, собирательство и путешествия, кулинария и творческая деятельность. Сколько времени на эту сферу уделяется и как можно оптимизировать.
Комфорт. Самоощущение от уровня эргономических, эстетических, психоэмоциональных условий жизни. Можно ли улучшить или поменять к чему-то собственное отношение?
Упражнение на развитие эмоционального интеллекта своими силами тут.
Если возникли вопросы в ходе выполнения этого упражнения, их можно задавать в нашей группе ВК и в ТГ канале