Недавно меня очень тронула статья на mel.fm о том, что за бортом олимпиад для школьников остается много талантливых детей и система образования не делает для их развития всё возможное.
«За бортом остаётся много талантливых детей» Как устроены олимпиады и почему они подходят не всем
Статью написал человек, посвятивший много лет подготовке школьников к всероссийским олимпиадам, директор ИТ-школы Университета Иннополис. Я думаю, он точно знает, о чем пишет. Почитайте, это интересно.
А мне есть, что добавить к его словам. Автор статьи про олимпиады тонко подметил, что не все дети хотят участвовать в олимпиадах и конкурсах, но это не значит, что они не хотят развиваться, что они не увлечены чем-то очень достойным. «Некоторые дети могут быть увлечены, например, программированием, и при этом хотеть просто сидеть в уголочке и кодить, а не участвовать во всероссийских соревнованиях по информатике. Кто-то может не иметь потребности в решении конкретно олимпиадных задач — они довольно своеобразные и во многом абстрактные, в то время как многим хочется посидеть несколько часов с паяльником и получить после этого осязаемый результат. Кто-то в принципе не хочет соревноваться — что тоже нормально.»
Давайте порассуждаем, откуда вообще берется желание или нежелание соревноваться и побеждать? Каждая мама наверное сталкивалась с таким периодом в развитии ребенка, когда любой проигрыш, даже в детской игре, вызывал у ребенка слёзы и даже истерику. Обычно этот период «я должен быть только первым» приходится на 4-6 лет. Однако и позже проигрывать сложно и неприятно и привыкнуть к этому окончательно невозможно. В итоге, сравнение с другими и конкуренция многих детей скорее ранят, чем стимулируют.
А как насчет побед? Они одинаково нравятся всем? Победа в соревновании может окрылять, вызывать ликование, давать уверенность в себе. Но бывает так, что она избавляет от муки проигрыша, но сама по себе не приносит особой радости? Почему?
Знаете, за желанием побеждать кроется более глубокий мотив. Он есть у каждого ребёнка и именно с ним нужно работать.
Мы все хотим быть принятыми в обществе, быть нужными. Правда? Такова наша социальная природа. Но что нужно сделать, чтобы тебя приняли?
Чтобы быть уверенным в том, что тебя принимают, тебя замечают, многие включаются в борьбу за первые места, ведь кажется, что первые точно нужны, их точно не выкинут, не оставят за бортом. На этом играет любая классическая система образования. Это ни хорошо ни плохо, это метод. Он подходит не всем.
Надо признать, что есть лидеры от природы и им действительно требуется быть на виду, быть первыми. Соревнования в той или иной области определенно для них. Только лидером рождается не каждый второй и даже не каждый третий ребенок. Это с одной стороны. Не все дети лидеры от природы. С другой стороны, сделать научное открытие или написать гениальное музыкальное произведение может не только лидер, лидерство тут не причем.
Мой ребенок сам открыл мне, какой может быть альтернатива конкуренции с другими.
Однажды он попросил у меня мой ноутбук, чтобы «поработать» на нем. Ему было на тот момент восемь лет. «Что он может делать на нем?» – подумала я. Ведь он почти ничего не умеет. Но я разрешила взять ненадолго. Так продолжалось пару недель и только потом я поняла, что он делал. За день до дня рождения младшего брата он рассказал мне, что подготовил презентацию для показа на семейном вечере. В ней были фотографии, картинки, подписи, анимация, красивые переходы между слайдами, музыка. Он изучил самостоятельно возможности программы Keynote, чтобы сделать приятный сюрприз всем нам.
«Круто, не каждый в твоем возрасте умеет делать презентации!» – кто-то похвалил моего сына на празднике. Но похвала скорее раздосадовала его.
«Вам понравилась презентация?» – переспросил он. Я поняла, что сыну хотелось, чтобы другие оценили результат его труда, но не в сравнении с другими, а сам результат. Какая разница он первый или сто первый из сверстников, кто научился работать с приложением Keynote в 8 лет? Какая разница он делает это хуже или лучше других? Ему хотелось, чтобы его работа стала частью праздника, значимой частью. Это была его задумка и реализация. Он ни с кем не соревновался, но он захотел решить поставленную перед собой задачу и сделал это.
Мы все хотим чувствовать себя нужными и еще мы хотим отдавать что-то самое лучшее в себе другим и чтобы это лучшее принимали. Вчера ты нарисовал картину и она понравилась только тебе и маме, а через несколько лет твоими работами возможно многие будут готовы украсить свой дом. Ты растешь и конкурируешь с самим собой. Ты сам выбираешь задачи и идешь к их решению. Такая стратегия развития мне кажется более гибкой и правильной, чем конкуренция ради оценок, дипломов и грамот.
Прямую конкуренцию в ситуации «здесь и сейчас» (олимпиады, соревнования, конкурсы) не все дети выдерживают одинаково хорошо в силу особенностей характера и работы нервной системы. Один быстро мобилизуется, другой долго раскачивается. Один смелый, другой стеснительный. Но делать то, что тебе очень нравится, делать долго, стремиться делать это лучше и лучше, могут все. Поэтому я говорю, что желание создавать что-то такое, что понравится другим и конечно тебе самому, оно более глубокое и на нем должно строиться развитие каждого ребенка в идеале.
Массовая школа конечно не может предложить каждому решать те задачи, которые нравятся именно ему. Но знаете, в современном мире много возможностей подарить ребенку развитие именно в той области, которая ему интересна.
Такой подход к развитию мы предлагаем в нашей школе ТыВКурсе. Мы помогаем детям, увлекающимся робототехникой, круто прокачать свои знания в программировании и искусственном интеллекте на примере интересных задач. Но мы не ставим детей в условия конкуренции друг с другом, наоборот выстраиваем командные отношения между ними. С другой стороны, те задачи которые мы вместе решаем и знания, которые даём, делают их на «голову выше» абсолютного большинства сверстников. Наши ученики тоже будут лидерами. Лидерами в том, что им интересно. Но не потому что они решили какие-то сложные олимпиадные задачки, а потому что готовы браться за те задачи, решение которых может удивить других и их самих.
Кстати, мой сын совсем не боится школьных олимпиад и если предлагает учитель – участвует. И призовые места у него есть. Но только блеска в глазах особого нет от грамот и дипломов. Я уверена мой сын не один такой, а как раз попадает в тот процент детей, которые идут своим особым путем и мне не хочется ломать этот путь. Я бы не стала нанимать репетиторов, чтобы натаскать его по школьным предметам с целью участия в олимпиадах. Я делаю то, что делаю – предлагаю решать задачи, связанные с его увлечениями.
Я говорю ему: « Сделаешь рекламный ролик для нашей IT-школы?». И слышу восторженное «когда?». Он знает, что разобраться с видеомонтажом ему придется самостоятельно, но результат его работы будет не абстрактным, а осязаемым, очевидным и нужным всем нам.
Этот принцип я пробую и с учениками в школе ТыВКурсе и получаю отклик, а значит, я на верном пути.
Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал школы Тывкурсе в Telegram, чтобы быть в курсе всех наших предложений.
#школаидети