Многие родители убеждены, что, если у ребенка нет речи, поможет именно логопед. Но здесь важно понимать причину отсутствия речи. А значит, - строение, этапы развития мозга, какой именно отдел отвечает за речеобразование и все высшие психические функции.
Как правило, родители в причину не погружаются, а просто хотят, чтобы их ребенок заговорил. И обращаются к логопеду. Но, если контакт в Проводящей части мозга нарушен или слаб, то до речи, как "до Китая пешком". И никакой логопед здесь не поможет.
В каких случаях действительно нужен логопед:
1. Ребенок старше 4х лет произносит звуки неправильно.
2. Использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук».
3. Появилось искаженное произношение — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др.
4. Начал заикаться: повторять первые звуки, слоги, слова.
5. Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
Если ребенок до 2 лет совсем не говорит и не произносит звуки, если речь ребенка старше 2 лет отстает от норм, один логопед будет не в силах решить проблему.
Здесь нужны уже другие программы и специалисты. Логопед будет выступать только, как часть одной большой системы по реабилитации неговорящего ребенка.
Смотрите видео с Гульнарой Алимовной, она подробно рассказывает о развитии мозга и речи.