Господь завещал нам молиться за тех, кто ругает и обижает нас, и мы не можем оставить эту заповедь без внимания. Однако тот человек, который твердо решил исполнять Слово Божье и молиться за врагов своих, знает, как это подчас бывает тяжело. В минуты, когда эмоции и обида берут верх, часто и речи никакой не идёт о прощении и молитве. Да и в часы спокойствия мы часто молимся за обижающих нас потому что "надо", а вовсе не потому, что мы хотим для этих людей спасения. Есть ли толк вообще в такой молитве?
Господь повелел нам молиться за обижающих нас. Я честно стараюсь молиться, но сама чувствую, что молитва моя неискренняя. Хочу настроиться и сосредоточиться - обида не даёт это сделать. Я боюсь, что такая молитва не будет угодна Богу.
Представь, что я вхожу в метро. Я устал, хочу сесть и вижу одно свободное место. Я уже представляю минутку отдыха, но поворачиваю голову и вижу уставшую женщину с двумя тяжёлыми сумками. Я не бегу занимать место и жду, пока сядет она. Я огорчен тем, что она зашла вагон. Меня не переполняет радость от того, что она сидит, а я буду всю дорогу стоять. Я, может быть, и не хотел ей уступать, но уступил. Хороший это поступок? Хороший. Так же и с молитвой. Мы, может, и не желаем своему обидчику райских кущ, но все равно находим в себе силы за него помолиться. Хороший это поступок? Хороший. Молиться неохота, но мы все равно это делаем по мере своих сил.
Мы не праведники и нам предстоит ещё много потрудиться, чтобы хоть немного быть достойным звания хорошего человека. Однако уже сейчас нам нужно поступать, как будто мы уже хорошие, как будто мы уже христиане - так понемногу и привыкнем.
Протоиерей Дмитрий Смирнов