Многие вещи на видео удобнее снимать на несколько камер сразу. Это позволяет, например, не делать лишних дублей. Кроме того, склеивая одновременно снятые планы разной крупности, можно получить более гладкий и плавный монтаж. О том, как снимать видео на несколько камер, чтобы потом было легко на монтаже, и о том, как организовать этот монтаж, разбираемся в этом материале.
Мультикамерная съёмка и мультикамерный монтаж используются, например, при съёмке передач или интервью, где нужно показывать то одного спикера, то другого. Или при съёмке одного человека в кадре, если потом планируется резать его выступление на кусочки и склеивать их между собой. Это полезно, если спикер произносит неподготовленную речь, где-то запинается.
Как снимать видео под мультикамерный монтаж
При съёмке может быть от двух камер и до бесконечности — в зависимости от задач. Как правило, камеры выставляют на планы разной крупности и под разными углами к происходящему. К примеру, если это ток-шоу, одну можно выставить на общий план, в котором видно обоих спикеров, и ещё две на средний — в каждом из которых будет видно одного из спикеров.
Если это запись концерта, кулинарное шоу или любой другой видеоролик, в котором несколько человек что-то делают совместно, схема может быть такой: две камеры на штативах, одна в руках у человека. Одна пишет общий план, в котором видно всех участников, ещё одна направлена на главного участника (солиста, приглашённого гостя или ведущего), ещё одна (в руках у человека) ловит крупные планы: руки гитариста, нож в руках и так далее.
Посмотрим, как это выглядит на примере классической кулинарной передачи:
При грамотном подходе снимать на три камеры при таком раскладе может и один человек.
Важный момент: нужно заранее выяснить, сколько видео способна непрерывно записывать конкретно ваша камера. У некоторых зеркалок и беззеркалок, которые не позиционируются как камеры для видео, это могут быть ролики в 10-15 минут. Если вы записываете длинное интервью, за этим нужно следить и вовремя перезапускать каждую камеру.
Также длина видео, которое способна записать конкретная камера, зависит от его качества. К примеру, Fujifilm X-T20 может записать 15 минут видео в Full HD, но только 10 в 4К. Если за этим не следить, после съёмок может оказаться, что вы потеряли большую часть видео с одной или нескольких камер.
Как правило, это особенность встречается у всех фотоаппаратов. Исключение составляют разные модели Panasonic Lumix. У них даже у младших моделей нет ограничения на длину видео.
Дальше нам понадобится синхронизировать видео с нескольких камер. Синхронизация разных видео идёт по звуку. Что ручная, что автоматическая — всегда будет использоваться звук. Поэтому важно, чтобы каждая камера записывала звук. Если одна из камер стоит достаточно далеко от участников процесса и вы работаете без петлички или дополнительного микрофона, и камера фактически не слышит голосов участников шоу или интервью, дальше могут возникнуть проблемы. Могут и не возникнуть, если работа идёт в помещении, где тихо — для синхронизации достаточно и слабого звука, лишь бы он был.
Если одна из камер стоит далеко, стоит следить за тем, чтобы она не стояла под гудящим кондиционером, громкой колонкой, или чтобы оператор рядом с ней не болтал по телефону.
Зачем синхронизировать видео с разных камер
Первое и самое важное условие для беспроблемного мультикамерного монтажа — синхронизация сырья с разных камер. Без этого люди на видео будут шевелить губами, не попадая в слова — это всегда заметно.
Синхронизировать сырьё можно вручную: для этого нужно смотреть на пики на аудио и подгонять дорожки таким образом, чтобы пики выглядели параллельно.
В кино в том числе для синхронизации раньше использовали хлопушки. Резкий и громкий звук хлопушки выделяется резким пиком на всех звуковых дорожках, по нему можно достаточно точно синхронизировать звук.
Но в любом случае с хлопушкой нужно уметь работать, и даже с ней сделать точную синхронизацию вручную — не самый простой в освоении навык. Плюс это долго. Лучше доверить это автоматике, она сделает синхронизацию быстрее и точнее.
Как синхронизировать видео с разных камер в Adobe Premiere
Перед синхронизацией видео нужно подготовить: для этого нужно разложить видео, снятое разными камерами, — каждое в свою папку. Далее надо убедиться, что у всех видео одинаковое разрешение и одинаковая частота кадров — чтобы потом не было проблем.
Если где-то отличается размер или частота кадров, нужно сначала загрузить это сырьё в Premier отдельно и экспортировать с правильными настройками. Но лучше, конечно, позаботиться о том, чтобы настройки были одинаковыми на этапе съёмки, и не тратить на конвертацию время.
Синхронизировать видео можно средствами Adobe Premiere. Это удобно в том случае, если вы и монтаж делаете там же. Для начала выкладываем сырьё с разных камер на дорожки — каждую на свою.
Затем выделяем всё, что нужно синхронизировать, кликаем по выделению правой кнопкой мыши и даём команду Synchronize/Синхронизировать. Дальше программа всё делает сама.
Как правило, Premiere справляется с синхронизацией довольно точно. Единственная проблема, что он хорошо работает только с небольшим количеством видео. Ролик на минуту-две, состоящий из трёх планов с трёх камер, он соберёт без проблем. Скорость такой сборки может сильно различаться и занимать от минуты до 15-20 минут в зависимости от мощности компьютера. А вот с подобной тридцатиминутной передачей может и не справиться.
Кроме того, алгоритмы Premiere делают синхронизацию очень медленно и для него это очень ресурсоёмкий процесс. Чем мощнее компьютер, тем синхронизация будет идти быстрее. Кроме этого, это зависит от длительности видео и количества дорожек, которые нужно свести. То есть, если у вас большое видео на 30-40 минут, есть большие шансы, что Premiere просто обрушится в середине процесса.
Есть альтернативный софт, который способен синхронизировать большие объёмы видео без подобных проблем.
Как синхронизировать видео с разных камер в PluralEyes
Один из самых удобных инструментов для синхронизации видео по звуку под мультикамерный монтаж — Red Giant PluralEyes. Однозначные плюсы этой программы: она справляется с большими объёмами видео и быстро работает. То, с чем Adobe Premiere будет возиться полчаса, PluralEyes соберёт за 10 минут. Из минусов: не слишком интуитивный интерфейс и отсутствие русского языка. Программа доступна по общей подписке на продукты производителя, которая обойдётся от 3 до 5 тысяч рублей в месяц в зависимости от тарифного плана. Есть бесплатная триал-версия на 14 дней.
Быстрее и точнее всего PluralEyes работает с файлами .xml, а значит, придётся сначала сделать некоторую подготовительную работу в Adobe Premiere. Точно также выкладываем видео с разных камер, как мы делали в предыдущем разделе — каждую на свою дорожку. После этого в меню File выбираем команду Export - Final Cut For XML.
Затем открываем PluralEyes и во меню File выбираем пункт New Project from Premier Pro.
Дальше нужно будет подождать несколько минут. Программе нужно время на импорт и отрисовку файлов с пиками. В зависимости от мощности компьютера и размера проекта, это может занимать от минуты до 10 минут.
Когда подготовка файлов закончится, PluralEyes может выдать сообщение о вот такой ошибке, связанной с тем, что некоторые файлы слишком короткие. Он выдаёт в 8 случаях из 10.
Нажимаем ОК и идём дальше. Осталось только дать программе команду Synchronize и ещё немного подождать.
Обычно процесс синхронизации занимает 10-40 секунд. Если проект очень большой, возможно, займёт пару минут. Результат синхронизации выглядит так: видео разложено по дорожкам в соответствии со звуком.
Обратите внимание, что объём материала, с которым способна работать программа, зависит от мощности вашего компьютера. Если PluralEyes сначала долго возится с объединением, а потом выдает какую-то белиберду, где все кусочки видео идут вперемешку — значит, вы дали ему слишком много.
Как правило, такие проблемы возникают только с очень большими объёмами сырья — когда это, например, запись семинара на 6-8 часов.
Чтобы решить эту проблему, придётся поступить так:
- разделить сырьё на две примерно равные части — делите пополам файлы с каждой камеры;
- создать два проекта в Premiere, каждый из своей половины;
- дважды повторить всё, о чём мы говорили в этом разделе с самого начала, — один раз для каждой половины.
Если всё прошло удачно, нужно экспортировать результат, чтобы перенести его в Adobe Premiere, где будем монтировать. Монтировать в PluralEyes нельзя, это узкоспециальный софт, который предназначен конкретно для синхронизации по звуку. Для экспорта кликаем по иконке Export Timeline на верхней панели.
У PluralEyes есть одна неприятная особенность: он не позволяет выбирать директорию для сохранения файла и любит сохранять его в такое место, куда Макар телят не гонял. Почему-то программисты решили эту проблему странным образом — они предлагают показать, куда слит файл. Показываем волшебную кнопку на скрине ниже.
Мультикамерный монтаж Adobe Premiere
Далее открываем Adobe Premiere и открываем в нём наш файл через меню File/Файл — там выбираем команду Open Project/Открыть проект и выбираем то, что создал PluralEyes. Результат в Premiere выглядит так:
У Premiere есть специальный режим для работы с мультикамерным сырьём. Чтобы открыть его, придётся сделать несколько действий. Сначала выделите всё на таймлайне (кликнуть по таймлайну, затем нажать Ctrl+A), кликните по нему правой кнопкой мыши и выберите команду Nest/Встроить.
Далее нужно кликнуть правой клавишей мыши по зелёной полосе встроенной секвенции, чтобы вызвать меню, и выбрать в нём Multi Camera / Многокамерная передача - Enable / Включить:
Это ещё не всё. Теперь нужно перевести превью видео в режим отображения нескольких камер. Для этого кликаем по кадру правой кнопкой мыши, вызываем меню и выбираем команду Display Mode / Multi-Camera / Многокамерная передача.
Если вы всё сделали правильно, превью разделится на несколько ячеек, в каждой из которых будет показано видео с одной из камер.
Дальше мультикамерный монтаж делать очень просто: запускаете воспроизведение видео и переключаетесь между камерами с помощью кнопок 1, 2, 3, 4 на клавиатуре. Premiere будет автоматически нарезать видео после каждого переключения. То есть, он будет отрезать кусочки будет по таймкоду после каждого переключения на новую камеру. Потом с этими фрагментами можно дальше работать как с любым видео в Premiere: подрезать, вытягивать больше за край, менять местами и так далее.
Если хочется изменить камеру в уже отрезанном фрагменте, нужно остановить воспроизведение, кликнуть по нужному фрагменту и нажать кнопку, 1, 2, 3 или 4 на клавиатуре, чтобы выбрать нужную камеру.
У этого метода есть один большой недостаток: если компьютер не слишком мощный, программа может подвисать. Особенно, если у вас не две камеры, а три или четыре и все они писали видео в высоком разрешении.
Если работать в мультикамерном режиме не получается, можно работать прямо на таймлайне, подрезая и сдвигая ненужные фрагменты. В любом случае работать, когда все фрагменты видео синхронизированы, гораздо удобнее. Так, например, мы избавляемся от необходимости постоянно следить за фазой движения и подгонять кусочки так, чтобы движения выглядели плавно — автоматика уже сделала всё за нас.
При мультикамерном монтаже используются все те же самые приёмы, что и при монтаже с одной камеры:
- Чередуйте общие, средние и крупные планы. Не приклеивайте друг к другу два общих или два крупных.
- Показывайте крупные планы там, где это необходимо: там, где в кадре что-то происходит. Например, человек режет лук или пробует готовое блюдо. Нет смысла показывать крупно лицо, если человек просто молчит и смотрит на разделочную доску.
- Используйте смену крупности там, где нужно вырезать кусок видео — если спикер запнулся или просто долгое время ничего не происходит. Так монтаж становится плавнее.
- Старайтесь делать планы не длиннее 10 секунд, чтобы зритель не скучал.