Некоторые считают, что детская литература — это не серьёзно. Категорически не согласен! Именно детская литература закладывает основы будущего характера человека, формирует его мировоззрение, рассказывает об общечеловеческих ценностях. Ну, то есть: хорошая детская литература. Без пафосной назидательности, занудных нравоучений и всего прочего, чем в процессе взросления «заражается» человек.
Впрочем — это была прелюдия, а сейчас — людия...
Именно к ХОРОШЕЙ детской литературе можно отнести замечательные рассказы Ольги Васильевны Перовской, которые она объединила в сборник «Ребята и зверята». Вы только подумайте: сборнику этому через три года будет сто лет, а читают книгу до сих пор! Это и есть самая настоящая «проверка временем».
Перовская в этой книге рассказывает о взаимоотношениях двух самых «подходящих» друг другу групп млекопитающих: детёнышей человека и детёнышей животных. Из её рассказов видно, насколько они похожи. Или какие они разные. В книге всего десять небольших рассказов, но после каждого остаётся своё, особое «послевкусие».
Рассказы очень автобиографичны. Отец Ольги Перовской действительно был лесничим и они действительно жили в Алма-Ате. Ольга и её три сестры с самого раннего детства жили бок о бок с самыми разными дикими животными: и с волками, и с оленями и даже с настоящим тигрёнком.
В этих рассказах нет, на первый взгляд, ничего сказочного. Такое могло произойти в любой семье лесничего. Этим они и подкупают: своей правдивостью и точным соответствием жизни. Взрослые порой просто не могут заметить таких мелочей, которые открываются ребёнку. Или не хотят замечать, не придают им особого внимания. У взрослых, как правило, всё разложено по полочкам, все законы природы давно открыты и работают безупречно, никаких тебе тайн и загадок.
Всё правильно, с одной стороны. Да, маленькие волчата Томчик и Дианка обязательно вырастут в больших и взрослых волков. И в хищнике рано или поздно всё равно проснётся его звериный инстинкт. Но сравнится ли это с теми чувствами, которые испытывает девочка, гуляя со своими волчатами в саду:
Как-то я бродила с ними по саду и вздумала полакомиться сливами. Снизу слив не достать — высоко. Я полезла на дерево! Трясу и слышу, как они сочно шлёпаются наземь. Натрясла порядочно. Слезаю. Ищу, ищу под деревом и ни одной не нахожу. Что за притча? Полезла опять. Опять натрясла, а когда слезла на землю, увидела, что Дианка и Том взапуски подбирают и едят мои сливы.
И домашние ишаки и олени — это, конечно, очень здорово. Но в тогдашних суровых условиях трудно бывало прокормить даже собственную семью, не то что домашних животных. Поэтому в рассказах Перовской тесно переплетены (как и в жизни) и радость общения ребят и зверят, и грусть расставания с ними.
«Ребята и зверята» в этом плане больше наполнена не просто наблюдениями натуралиста (а Перовская по образованию биолог, окончила Московский государственный университет), а эдакими психологическими этюдами из совместной жизни людей и зверей. Неизвестно ещё: кто за кем наблюдает.
Я рекомендовал бы всем взрослым прочитать эту книгу вместе со своими детьми. Понаблюдайте за реакцией ребёнка. Ну, а теперь присмотритесь к себе. Чувствуете?..
Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!