Найти тему
Станислав Стяжкин

Stray: Обзор (2022)

Оглавление

Приключение милого котика в альтернативном будущем

Сразу хочу отметить, что обзор максимально субъективный и написан, не посмотрев или прочитав чужие обзоры, чтобы было всё по честному

Главный герой
Главный герой

Общее впечатление

Игра сразу подкупает главным героем, перед обаянием которого сложно устоять. Не хочу ничего спойлерить по сюжету, потому что история несложная, а прохождение занимает всего 4-5 часов. Поэтому я бы хотел описать несколько моментов, которым здесь уделили внимание и они работают

Отличное освещение уже половина атмосферы
Отличное освещение уже половина атмосферы

В эпоху детализированной графики и прочих шейдеров разработчики редко пользуются такой особенностью человеческого восприятия как домысливание и фантазирование. Чаще происходит так, что чем меньше персонажи похожи на людей (с десятками миллионов полигонов, тесселяцией подсвечивания кожи и т.д. и т.п.) тем больше возможности для очеловечивания они нам дают. В Stray такой приём оказался к месту и антропоморфные роботы имеют мониторы вместо головы со схематичными изображением эмоций, общаются на своём языке, но при этом испытывают чувства, не смотря на искусственное происхождение. Персонажи, особенно сюжетные дарят отклик в сердце, у большинства свои переживания, проблемы и некоторым мы даже сможем помочь

Наш верный компаньон B-12, с которым сроднимся больше всего
Наш верный компаньон B-12, с которым сроднимся больше всего

Очень понравилось отсутствие какой-либо прокачки, потому что сейчас даже спинномозговые шутеры такие как Doom Eternal уже начинают походить на MMOPRG с кругами прокачек, перков и прочего. Здесь исследуешь мир, потому что тебе интересно это делать, а не потому что надо обшарпать каждый квадратный метр и угол как в симуляторе бомжа, потому что вдруг найдёшь полезный лут или надо зачистить карту от знаков вопросиков (привет Ubisoft). В игре нет мини-карты и прочих GPS, ориентируешься только своими глазами, знаками и информацией от окружающих персонажей - это ещё больше погружает в атмосферу исследования. Также интерфейс сведён к минимуму, а большинство что есть на манер Dead Space является "настоящим внутриигровым" голографическим

Меню в игре, которое является внутриигровой голограммой
Меню в игре, которое является внутриигровой голограммой

Stray не превращается в симулятор ходьбы и всегда подкидывает что-то новое игроку, не давая заскучать: решение простеньких квестов и задач, секции бегства, где на кону жизнь, даже дадут дать отпор врагу и прочее прочее. Разработчики вообще не страдают графоманией и не закидывают игрока тоннами журналов/дневников/книг (поэтому я не люблю Dishonored 2, например), здесь всё рассказывается через окружение, персонажей, а воспоминания, которые находит B-12 это всегда не просто констатация фактов, а именно отношение и оценка события/предмета, за счёт чего B-12 становится не просто болванчиком, исполняющим функции, а действительно личностью и другом. Подобное и даже ещё сильнее провернули Respawn Entertainment в своём великолепном Titanfall 2 с обаятельным неодушевленным, но душевным напарником BT-7274

Графика и визуал

Я получил огромное эстетическое удовольствие в процессе прохождения, особенно хочется похвалить за дизайн окружения, персонажей и освещение. Благодаря последнему удаётся оживить (по сюжету как раз совсем безжизненные) улицы и прочие локации, создать уют или напряжение

Пора делать ноги!
Пора делать ноги!

Видна кропотливая работа над наполнением каждый комнаты, множество предметов, многие из которых интерактивны и в свойственной манере кошек можно спихнуть играючи лапкой или пробежать и также уронить. Анимации котика прелестны и просто иногда хочется подрать диван или свернуться в клубочек в лежанке хоть это и ничего не приносит в сюжетном плане

Звуки и музыка

Музыка довольно разнообразна и замечательно подчёркивает атмосферу ситуации на экране, здесь есть и эмбиент и напряжённые биты. неизменным компонентом в треках - использование синтезаторов, без которых не почувствовать киберпанк. Здесь нет запоминающихся песен или треков, которые захочется добавить себе в плейлист, чтобы переслушать, но для контекста игры они работают идеально.

Местные хэдкрабы более кровожадны и ненасытны в отличие от собратьев из Half-Life
Местные хэдкрабы более кровожадны и ненасытны в отличие от собратьев из Half-Life

Надеюсь в будущем проекте разработчики добавят хотя бы финальную песню специально написанную для игры. Мне кажется многие студии недооценивают этот аспект культовости игр.

Управление

Максимально отзывчивое и не перегруженное, но при этом приятно, что котик не приклеивается к точкам заранее выбранными разработчиками, точки прыжка выбираешь самостоятельно

Трудно устоять и не надеть пакет на рыжую мордочку
Трудно устоять и не надеть пакет на рыжую мордочку

Итог

Категорически нельзя пропускать такое душевное приключение в оригинальном сеттинге, а я бы поставил 9 баллов творению BlueTwelve Studio. Эти ребята определённо знают что и зачем делают, в игре всё на своём месте и работает на общий результат

Не хватило до 10 для меня какого-то сильного эмоционального финала в истории, запоминающейся финальной песни, которая бы сильно впечатала образы из игры, немного неравномерное повествование. Уверен в следующей игре уже будет не иронично 10 из 10