Найти в Дзене
Деревенский дед

Необычная военная техника, опередившая время, но так и не поставленная на вооружение. Часть 2

Будучи по природе своей натурой любознательной и увлекающейся, деревенский дед время от времени слезает со своего любимого «конька», выдавая на-гора воспоминания из советского прошлого и любопытные интернет-находки в самых различных областях знаний - истории, военном деле, музыке…

Сегодня продолжу тему о некоторых необычных зарубежных наработках в области вооружения и военной техники, не попавших в массовое производство, но заставивших в своё время изрядно о них поговорить. О российских можно почитать в первой части.

Это изобретение стало в своё время объектом для насмешек! Фото https://vk.com.
Это изобретение стало в своё время объектом для насмешек! Фото https://vk.com.

В 1899 году британский инженер Фредерик Симмс сконструировал первое в мире вооружённое средство передвижения - квадроцикл с пулемётом Motor Scout, став пионером в смешении новых технологий мобильности и ведения огня: он установил над рулём квадроцикла компании Де-Дион-Бутон пулемёт Максим с небольшим пуленепробиваемым щитом и дополнительным магазином на 1000 патронов. Помимо педалей, транспорт был снабжён небольшим бензиновым двигателем мощностью в полторы л. с., который приводил в движение задние колёса.

Несмотря на видимую простоту, в контексте конца XIX века изобретение Симмса воспринималось техническим прорывом. Однако дальше опытного образца дело не пошло - слишком много минусов было у этого устройства.

Согласитесь, что выглядит довольно экзотично! Фото https://pt.greatplainsparanormal.com.
Согласитесь, что выглядит довольно экзотично! Фото https://pt.greatplainsparanormal.com.

Вообще история знает немало случаев скрещивания различных оружейно-артиллерийских систем с необычными транспортными средствами. Одним из таких наиболее курьёзных примеров является разработанный в 1956 году французскими оружейниками противотанковый мотороллер Vespa 150 TAP, оснащённый 75-мм орудием безоткатного типа, на котором водитель сидел во время поездки.

Мотороллер был удобен тем, что его можно было сбросить над территорией противника, а затем, уже на земле, использовать по назначению. Но вот практичность такого оружия в условиях бездорожья вызывала сомнения. Так как орудие являлось безоткатным, выстрел был возможен и без снятия с мотороллера (это плюс), но при этом у стрелка практически отсутствовала возможность для прицеливания (это минус). Французские военные довольно быстро пришли к выводу, что пушка слишком тяжела для этого транспортного средства, поэтому по большей части мотороллеры без пушек были использованы как средство передвижения. В настоящее время более практичен вариант с использованием противотанковых гранатомётов на кроссовых мотоциклах с хорошей проходимостью.

Чтобы доставить это чудовище на огневую позицию, требовалось около 60 железнодорожных составов, а для его прикрытия необходимо было постоянно иметь под рукой два дивизиона зенитной артиллерии! Фото https://vk.com.
Чтобы доставить это чудовище на огневую позицию, требовалось около 60 железнодорожных составов, а для его прикрытия необходимо было постоянно иметь под рукой два дивизиона зенитной артиллерии! Фото https://vk.com.

Как известно, в канун Второй мировой войны военно-технический прогресс в Германии находился на высочайшем уровне. Чудом артиллерийской техники было призвано стать разработанное Круппом в конце 1930-ых уникальное сверхтяжёлое железнодорожное орудие высотой с трёхэтажный дом и весом почти 1350 тонн, названное «Дорой»- по имени жены главного конструктора. Ствол имел длину порядка 30 м, оно могло стрелять снарядами весом 7 тонн на дальность 47 км и одним выстрелом было способно уничтожить большой склад боеприпасов, укрытый в скалах на глубине трёх десятков метров. Впечатляет!

К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи снарядов калибра 800 мм. А уже в 1942 году оно было применено в боях за Севастополь. Тогда основной задачей суперпушки стал обстрел береговых батарей, портовых сооружений, командных пунктов и складов боеприпасов. Но она показала совсем не тот эффект, на который рассчитывало амбициозное германское руководство, вбухавшее кучу денег в чудо-оружие. В первую очередь, крайне низкими оказались показатели её мобильности и сроков подготовки: на оборудование огневой позиции уходило более месяца, а на сборку всей артиллерийской установки почти трое суток! Соотношение боевых возможностей к затраченным ресурсам посчитали в переломный момент войны непозволительной роскошью. Тем более, что ставившиеся перед суперорудием задачи успешно решались авиацией. На фоне перспективных испытаний «Фау-1» и «Фау-2» возню с «Дорой» сочли неэффективной и отложили.

Нечто похожее можно увидеть в «Звёздных войнах»! Фото https://pikabu.monste.
Нечто похожее можно увидеть в «Звёздных войнах»! Фото https://pikabu.monste.

Говоря об амбициозных проектах, над которыми в годы войны работали немецкие изобретатели, нельзя не назвать ещё один. Речь идёт о разработке самолёта с небывалыми для того времени тактико-техническими характеристиками, способного нести 1000 кг бомб на дальность до 1000 км со скоростью 1000 км/ч! Братья Хортен сконструировали аппарат с необычной компоновкой «летающее крыло» Horten Ho 229 с размахом крыльев почти 17 м и массой 8 тонн. Но главное - особенности конструкции существенно снижали обнаружение самолёта радарами того времени.

В конце войны фирма успела выпустить около двух десятков подобных самолётов, но это уже не могло на что-то повлиять и их производство было прекращено.

Благодаря использованию двух мощных двигателей «летающий блинчик» мог развивать скорость около 885 километров в час! Фото https://yablor.ru.
Благодаря использованию двух мощных двигателей «летающий блинчик» мог развивать скорость около 885 километров в час! Фото https://yablor.ru.

В 1930-ые годы в США начались эксперименты с дискообразными самолётами. В итоге в 1942 году в воздух поднялся первый прототип «летающего блинчика» V-173. В ходе продолжившихся работ над палубным истребителем вертикального взлёта и посадки в форме диска появился ещё один экспериментальный проект, известный как XF5U, лётные характеристики которого превосходили все прочие самолёты того времени. Но пока проводились испытания, война закончилась, авиация переходила на реактивные двигатели и надобность в подобных самолётах отпала. Да и мощности двух поршневых двигателей оказалось недостаточно, чтобы осуществлять вертикальный взлёт и зависание.

Этот нелепый диковинный агрегат, назначение которого до сих пор не вполне понятно, называют «самой необычной из всех когда-либо построенных боевых машин». Фото https://yuripasholok.livejournal.com.
Этот нелепый диковинный агрегат, назначение которого до сих пор не вполне понятно, называют «самой необычной из всех когда-либо построенных боевых машин». Фото https://yuripasholok.livejournal.com.

В августе 1945 года, освободив Маньчжурию от японской оккупации, солдаты Красной Армии нашли на одном из военных объектов странную боевую машину, которая выглядела настолько причудливо, что её вполне можно было принять за инопланетный объект. Как оказалось, двухтонный Kugelpanzer («шаротанк»), привезли из Третьего рейха.

Это был бронированный танк почти идеально шарообразной формы, размеры которого позволяли разместиться внутри водителю, восседавшему на табурете, похожем на седло. Корпус имел толщину 5 мм, центральный цилиндр с боков «подпирали» вращающиеся полусферы, служившие колёсами. А чтобы они не прокручивались на месте, их оборудовали выступами-грунтозацепами. Устойчивость шаротанка усиливал приделанный сзади кронштейн с маленьким колесом. Его колёса приводил в движение мотоциклетный одноцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 25 лошадиных сил. Предполагается, что в оружейный комплект входил пехотный пулемёт MG-42.

Однако странная машина двигалась на ровной местности с черепашьей скоростью - всего 8 км/ч, а на бугристом рельефе бронешар и вовсе рисковал завалиться набок.

Поскольку во время Второй мировой войны «Кугельпанцеры» не были замечены в боевом применении (да и какой серьёзный урон противнику мог нанести подобный танк-шарик!) наиболее распространённой версией их предназначения является использование этого лёгкого бронеавтомобиля в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки артиллерийского огня. По крайней мере, именно такой версии придерживаются сотрудники бронетанкового музея в Кубинке, где находится единственный уцелевший экземпляр «Кугельпанцера».

Внутри кубинского шаротанка сохранилась надпись «Экземпляр 37». На вопрос, куда подевались остальные шарики, история ответа не даёт... Фото https://www.quora.com.
Внутри кубинского шаротанка сохранилась надпись «Экземпляр 37». На вопрос, куда подевались остальные шарики, история ответа не даёт... Фото https://www.quora.com.

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!