Найти тему

Прозрачность и воздушность люминизма: импрессионизм в Бельгии

Луминизм (люминизм) — малознакомое художественное течение в Бельгии. Можно сказать, что это постимпрессионизм, только бельгийский. Под влиянием Клода Моне, бельгийский художник-импрессионист Эмиль Клаус в 1904 году основал группу «Жизнь и цвет», а творчество собравшихся называл люминизмом. Бельгийский люминизм отталкивался именно от французского импрессионизма и постимпрессионизма, а нидерландские товарищи ориентировались на французских фовистов. Но мы сегодня именно о Бельгии поговорим.

Эмиль Клаус. Автопортрет
Эмиль Клаус. Автопортрет

Эмиль Клаус (1849-1924) учился в Антверпенской академии изящных искусств. После завершения обучения Эмиль Клаус создает портреты и жанровые сценки. Пишет реалистично и натурально, под стать Академии художеств.

Петушиный бой, 1882
Петушиный бой, 1882
Мечеть Сиди Бумедьен
Мечеть Сиди Бумедьен
Рынок на площади в Антверпене
Рынок на площади в Антверпене

Во время путешествия в Париж Эмиль Клаус знакомится с писателем Эмилем Золя и художником Жюлем Бастьеном-Лепажем, который писал натуралистические картины крестьянского быта, и изучает творчество импрессионистов. Постепенно от натуралистического реализма Клаус переходит к импрессионистскому изображению действительности.

Астен, 1885
Астен, 1885
Маленькая служанка, 1897
Маленькая служанка, 1897
1883
1883
1887
1887
1887
1887
Старый садовник, 1885
Старый садовник, 1885
Урожай свеклы, 1890
Урожай свеклы, 1890
Ледяные птицы,1891
Ледяные птицы,1891

Если раньше в творчестве Эмиля были черные и коричневые тона, то после провозглашения себя люминистом художник начинает использовать светлую палитру цветов. Совсем как импрессионисты. Особенность – легкая прозрачность, передача естественного света, полутени. Работы люминистов как будто отдают свежим дыханием. Они воздушны, как облако.

Эмиль Клаус. Корова
Эмиль Клаус. Корова
Вечернее солнце, 1904
Вечернее солнце, 1904
Коровы на лугу
Коровы на лугу
Встреча на мосту, 1921
Встреча на мосту, 1921
Закат под мостом Ватерлоо, 1916
Закат под мостом Ватерлоо, 1916
Лондонский мост Ватерлоо, 1918
Лондонский мост Ватерлоо, 1918
Мост Ватерлоо на солнце, 1914 (1918)
Мост Ватерлоо на солнце, 1914 (1918)

От реализма Эмиль полностью переходит к постимпрессионизму – люминизму. И собирает вокруг себя таких же почитателей света и Клода Моне.

Эмиль Клаус. Дженни Монтильи, 1902. Любовница Клауса, которая брала у художники уроки живописи.
Эмиль Клаус. Дженни Монтильи, 1902. Любовница Клауса, которая брала у художники уроки живописи.
Анна де Верт. Моя мастерская, 1909/1910. Бельгийская художница, еще одна ученица Клауса.
Анна де Верт. Моя мастерская, 1909/1910. Бельгийская художница, еще одна ученица Клауса.

У Эмиля Клауса был друг по Академии — Эварист Карпантье (1845-1922). Под влиянием того же французского художника Жюля Бастьена-Лепажа, он начинает создавать натуралистические пейзажи, работать на свежем воздухе на пленэре. Путешествует по побережью Атлантического океана и ловит природу. Но после возвращения в Бельгию он присоединяется к творческому направлению Клауса и становится люминистом.

Эварист Карпантье. Под скалами Лона
Эварист Карпантье. Под скалами Лона
Эварист Карпантье. Первые погожие дни
Эварист Карпантье. Первые погожие дни
Эварист Карпантье. Август в Кампине
Эварист Карпантье. Август в Кампине
Эварист Карпантье. Девушка с лейкой
Эварист Карпантье. Девушка с лейкой
Эварист Карпантье. Кормление кур
Эварист Карпантье. Кормление кур

Тео ван Риссельберге (1862-1926) — бельгийский художник. Он увидел картину знаменитого художника-пуантилиста Жоржа Сера, был крайне впечатлен, отказался от реализма и стал главным бельгийским пуантилистом. Обычно его причисляют к кружку люминистов.

Тео ван Риссельберге. Фонтан в парке Сан-Суси в Постдаме
Тео ван Риссельберге. Фонтан в парке Сан-Суси в Постдаме
Тео ван Риссельберге
Тео ван Риссельберге

У люминистов были последователи. В основном, это были бывшие реалисты-натуралисты, которые перешли к импрессионизму и постимпрессионизму, по цветовой гамме и направленности работ похожие на люминистов.

Гийом ван Стридонк. Старый садовник. Гийом тоже сначала был реалистом, а потом перешел на сторону импрессионистов.
Гийом ван Стридонк. Старый садовник. Гийом тоже сначала был реалистом, а потом перешел на сторону импрессионистов.
Эммануэль Вьера
Эммануэль Вьера
Джульетта Витсман. Спирея
Джульетта Витсман. Спирея