Луминизм (люминизм) — малознакомое художественное течение в Бельгии. Можно сказать, что это постимпрессионизм, только бельгийский. Под влиянием Клода Моне, бельгийский художник-импрессионист Эмиль Клаус в 1904 году основал группу «Жизнь и цвет», а творчество собравшихся называл люминизмом. Бельгийский люминизм отталкивался именно от французского импрессионизма и постимпрессионизма, а нидерландские товарищи ориентировались на французских фовистов. Но мы сегодня именно о Бельгии поговорим.
Эмиль Клаус (1849-1924) учился в Антверпенской академии изящных искусств. После завершения обучения Эмиль Клаус создает портреты и жанровые сценки. Пишет реалистично и натурально, под стать Академии художеств.
Во время путешествия в Париж Эмиль Клаус знакомится с писателем Эмилем Золя и художником Жюлем Бастьеном-Лепажем, который писал натуралистические картины крестьянского быта, и изучает творчество импрессионистов. Постепенно от натуралистического реализма Клаус переходит к импрессионистскому изображению действительности.
Если раньше в творчестве Эмиля были черные и коричневые тона, то после провозглашения себя люминистом художник начинает использовать светлую палитру цветов. Совсем как импрессионисты. Особенность – легкая прозрачность, передача естественного света, полутени. Работы люминистов как будто отдают свежим дыханием. Они воздушны, как облако.
От реализма Эмиль полностью переходит к постимпрессионизму – люминизму. И собирает вокруг себя таких же почитателей света и Клода Моне.
У Эмиля Клауса был друг по Академии — Эварист Карпантье (1845-1922). Под влиянием того же французского художника Жюля Бастьена-Лепажа, он начинает создавать натуралистические пейзажи, работать на свежем воздухе на пленэре. Путешествует по побережью Атлантического океана и ловит природу. Но после возвращения в Бельгию он присоединяется к творческому направлению Клауса и становится люминистом.
Тео ван Риссельберге (1862-1926) — бельгийский художник. Он увидел картину знаменитого художника-пуантилиста Жоржа Сера, был крайне впечатлен, отказался от реализма и стал главным бельгийским пуантилистом. Обычно его причисляют к кружку люминистов.
У люминистов были последователи. В основном, это были бывшие реалисты-натуралисты, которые перешли к импрессионизму и постимпрессионизму, по цветовой гамме и направленности работ похожие на люминистов.