Найти тему
Память Даурии

Английские миссионеры в Забайкалье.

Церковное миссионерское общество, общество, основанное в Лондоне в 1799 году как Общество миссий в Африке и на Востоке евангельским духовенством Англиканской церкви.
В 1812 году оно было переименовано в Церковное миссионерское общество Африки и Востока.
История миссионерства, как правило, тесно связана с историей изучения языков. Таким образом, миссионеры-иезуиты в Китае стали отцами-основателями западного китаеведения.
Еще одним примером может служить деятельность немецких проповедников среди калмыцкого населения Российской империи.
В 1765 году, после получения разрешения от императрицы Екатерины II, было основано поселение в Астраханской губернии. Поселенцы были в основном добровольцами из Германии.
Впрочем миссионерская деятельность не увенчалась особым успехом. Калмыки и татары не горели желанием переходить в протестантизм.
Турецкая война 1768-71 годов сопровождалась волнениями среди местных племен, а во время Пугачевского восстания протестантские миссионеры бежали.
На Британских островах тоже искали возможность заняться распространением англиканства среди коренного населения Российской империи. Несмотря на благозвучность идеи проповеди христианства протестантского толка, Великобритания прежде всего желала распространить свое влияние и на территории России. Английский протестантизм должен был стать бомбой готовой в нужный момент подорвать устои тогдашнего российского общества, а новообращенное коренное население стать своеобразной «пятой колонной».
Взгляд Англиканской церкви был обращен в Сибирь, Забайкалье, Монголию и Китай.
Как бы это не было странным, но при поддержке Российского правительства и лично Императора в 1817 году Лондонским миссионерским обществом в далекую и пугающую Сибирь были направлены два начинающих миссионера, Эдвард Столлибрасс из Англии и швед Корнелиус Рамн. Грандиозный план состоял в том, чтобы проповедовать Евангелие не только бурятам, но и распространить, по возможности, миссию на Китай и спасти ее язычников «от гибели в гиене огненной».
Позже за ними последовали два шотландца, Уильям Свон и Роберт Юилл. Трудно не посочувствовать этим иностранцам, которые отважились отправиться в дикую местность Забайкалья.

Английская духовная миссия в Селенгинске.  Общественное достояние.
Английская духовная миссия в Селенгинске. Общественное достояние.

Местом их проповеднической работы был выбран Селенгинск, довольно известное место к юго-востоку от озера Байкал. Шотландцы быстро оценили преимущества Селенгинска, так как в этих местах кочевало много бурят.
Миссионеры изучали местный язык, распространяли трактаты, проповедовали и даже основали миссионерскую школу с высокопарным названием "Академия", где молодые буряты должны были получать не только христианское образование, но также учить английский язык, основы арифметики.
Предполагалось даже обучать девочек навыкам домашней прислуги. За эту работу взялась Сара Столибрасс в 1826 году.
Результаты были предсказуемо плохими: число учеников оставалось небольшим, крещено было не более четырех молодых бурят. Они в последствии перешли в православную веру.
Британские миссионеры начали перевод Ветхого Завета на монгольский язык после того, как в 1820 году они получили печатный станок и шрифт.

-2

Перевод был завершен в 1840 году. Копии сегодня чрезвычайно редки. Например, из пятисот экземпляров Книги Бытия, законченных в 1843 году, сохранились только три. Переводы в России подвергались тщательной цензуре.

-3

Яков Иванович Шмидт в Санкт-Петербурге исполнял обязанности цензора и очень серьезно относился к своей работе.
В 1840 году Православной церкви удалось ликвидировать протестантское влияние.
Впрочем, покинув Забайкалье Англиканская церковь не оставила своих попыток закрепиться в Монголии и Китае. В 1870 году Лондонское миссионерское общество назначило Джеймса Гилмора возобновить работу в Монголии, начатую Эдвардом Столлибрассом и Уильямом Своном.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.