Виды бизнес-стратегий условно можно поделить на стратегии адаптации и стратегии развития. Определяясь со стратегией, найдите ответ на вопрос: что сейчас важнее всего для компании – выжить или расширить свое присутствие? Вы оцениваете ситуацию и свои ресурсы и принимаете решение: затаиться или наступать – маскироваться или доминировать.
Назовем это условно адаптацией и развитием. Как любой живой организм, вероятно, компания может находиться то на этапе накопления ресурсов, то на этапе новых достижений, хотя эти процессы проходят постоянно и одновременно.
Когда компания принимает решение развиваться и расширяться, выбор стратегии – это выбор между специализацией и диверсификацией.
Каждая компания хотя бы раз разрабатывала концепцию развития. И скорее всего каждая работала над классическим вариантом стратегии развития – стратегией концентрированного роста. Это стратегия специализации. Ее суть – сосредоточиться на основном продукте. Специализированный бизнес фокусируется на одном предложении, улучшает и развивает его.
Чаще всего можно встретить специализированный (сфокусированный) бизнес. В Европе семьи поколениями занимаются одним и тем же семейным делом – пекарня, обувная мастерская, фермерское хозяйство… Узко специализированным может быть и крупный бизнес, как «Сургутнефтегаз» или РЖД.
Но развиваться можно не только вглубь (качество продукта, работа над ассортиментом и так далее), но и вширь – разрабатывать новые продукты и осваивать новые направления. Это диверсификация – стратегия предлагать потребителям больше разных продуктов.
Диверсификация представляет собой разные производства, иногда не связанные между собой технологически и разнесены даже географически и маркетингово.
Диверсифицировать бизнес или фокусировать – вопрос без единственно правильного ответа. Выбор делается на основе набора вводных, качество выбора зависит от качества собранных данных и самого процесса выбора. Если времени мало и вникнуть в вопрос вы можете только поверхностно – лучше заказать проведение стратегической сессии и получить надежный результат. Но если владелец и топ-менеджмент компании подойдет к вопросу со всей ответственностью – результат может быть еще лучше. Особенно если владелец погружен в этот процесс, а к самому процессу привлечены профессиональные фасилитаторы.
Среди вводных:
- Состояние макроэкономики. Считается, что диверсифицированные бизнесы легче справляются с кризисами. В периоды роста лучше фокусироваться – накапливать конкурентные преимущества, расширять долю рынка, наращивать масштаб.
- Ресурсы компании. Причем, не только финансовые или материальные. Для диверсификации более критично иметь отлаженные процессы, высокие управленческие компетенции и крепкие команды. Разные направления бизнеса будут на разных стадиях жизненного цикла, только сильные менеджерские команды будут способны эффективно управлять ими.
- Доступные инвестиции. Обычно диверсификацию могут себе позволить более крупные компании, способные инвестировать в новые направления.
Любая из стратегий развития требует крепкой основы. Если на момент выбора бизнес-стратегии ситуация компании шаткая, нестабильная, ослабленная, разумнее будет выбирать стратегию адаптации к текущему миру. Это стратегия укрепления, не внешнего, а внутреннего развития, работы над своим фундаментом.
В таком случае нужно определить, достаточно ли ресурсов для укрепления?
Если ресурсов достаточно, то выбирают стратегию оптимизации (интеграции, лидерства по издержкам), чтобы закрепиться в своей нише, получить преимущество перед конкурентами за счет отлаженных процессов, повышения уровня уже предоставляемых услуг, развития сотрудников.
Если ресурсы на исходе, нужно спасать компанию, отказываясь от части бизнеса, и укреплять оставшуюся часть.
Так можно очень схематично и упрощенно представить процесс принятия решения о выборе стратегии. На самом деле классификаций бизнес-стратегий много, а процесс выбора стратегии более глубокий, разнообразный и захватывающий.