Вторая мировая война стала полем испытаний нового оружия и технологий. Впрочем, нашлось в этом противостоянии место и юнитам, опробованным в предыдущей большой войне, — снайперам. Особенно яркими были снайперские дуэли на Восточном фронте.
И кто же оказался сильнее: советские или немецкие стрелки? Давайте разберемся.
Немецкая школа
Кайзеровская армия стала первой, где пристальное внимание стало уделяться снайпингу. Немцы быстро поняли, что один меткий стрелок способен деморализовать и лишить боеспособности целую роту. И нужны ему для этого всего-навсего винтовка, оптический прицел и зоркий глаз. К концу Первой мировой войны число снайперов в немецкой армии доходило до 6 на роту. Они пользовались относительно свободой, могли перемещаться по фронту по своему усмотрению, были освобождены от большинства общевойсковых нарядов и дополнительных обязанностей.
Правда после первой мировой интерес к снайпингу в Германии сильно упал. Генералы Рейха грезили блицкригом, идеями мобильной войны и взаимодействия разных родов войск. Вспомнили же о том, чем сами доставили немало неприятностей Антанте лишь зимой 1941-го на Восточном фронте, когда столкнулись с советскими снайперами. Количество убитых офицеров и солдат вермахта стало заметно расти, и генералитет понял, что несмотря на всю архаичность, винтовочный огонь даже в условиях моторизованной войны не перестал быть эффективным. С 1942 года Германия активно занялась обучением снайперов, правда, даже к концу войны так и не смогла по их числу сравняться с СССР.
Советская школа
Историки сходятся во мнении, что к моменту нападения на СССР вермахт был самой сильной армией в мире. И превосходил Советский Союз во всем, кроме выучки и количества снайперов. Стрелковой подготовкой населения в стране озаботились еще задолго до начала Великой Отечественной. С 1932 года, когда был введен значок «Ворошиловский стрелок» и до июня 1941-го его получили более 9 миллионов человек. В конце 20-х в СССР даже была создано специализированное снайперское оружие — модернизированная винтовка Мосина с оптическим прицелом. Первыми на вооружение ее получили пограничники.
В отличие от западных стран, в СССР были созданы специальные снайперские школы, где готовили стрелков. Для сравнения в вермахте обучение происходило прямо в части, на фронте и больше напоминало передачу опыта от более старших товарищей. Лишь к 1943 году в Германии было организовано полноценное стрелковое обучение, причем, на основании трофейных советских учебников и материалов.
«Мосинка» против Маузера
Если говорить об оружии, то та самая «Мосинка», которую массово использовали советские снайперы, по характеристикам примерно соответствовала немецкой Mauser 98k. Правда сами военнослужащие вермахта так не считали — сами они при случае охотно меняли свои винтовки на трофейные советские. Слабым местом был и прицел ZF41 всего с полуторакратным увеличением. Для полноценной снайперской дуэли этого было явно недостаточно.
В 1943 году Германия наладила серийный выпуск снайперских винтовок G43. Модель получилась вполне удачной, но немецкая промышленность уже не была способна столь же массово выпускать и оптику для нее — прицелом снабжалась лишь каждая шестая, а то и восьмая винтовка. В таких условиях противостоять советским снайперам было сложно…
Работа в паре
В немецкой армии снайперы, как и во время Первой мировой оставались «вольными стрелками». Они действовали в основном в одиночку, нередко становясь друг другу не союзниками и помощниками, а конкурентами. Неудивительно, что и немецкое командование неоднократно признавало превосходство советских снайперов не только в боевой подготовке, но и в командном духе и групповом взаимодействии. Кроме того, немецким снайперам по уставу было запрещено вступать в бой ночью. Они считались очень ценными боевыми единицами. А качество имеющейся оптики не позволяло противостоять советским стрелкам на равных.
Досадная недооценка
Говоря об эффективности снайперов с этой и той стороны фронта, проще всего обратиться к показателям результативности. На первом месте советский снайпер Михаил Сурков — на его счету 702 официально подтвержденных немецких военнослужащих. Также в тройку входят Владимир Салбиев и Василий Квачантирадзе с 601 и 534 меткими выстрелами, соответственно. Что касается лучшего немецкого стрелка, то им в годы войны стал Маттеус Хетценауэр с 345 уничтоженными солдатами противника. В общем рейтинге лучших снайперов это далеко за пределами второй десятки, так что выводы делайте сами…
Вообще же, кажется, имела место банальная недооценка вермахтом значения снайперов в войне. Зациклившись на блицкриге, они не предали значение возможным позиционным противостояниям. И даже столкнувшись с советскими стрелками некоторое время еще продолжали их недооценивать…