Найти в Дзене
Антропософия

Люцифер и Ариман в мистической эзотерике

В мистической эзотерике, которую мы наблюдаем у Мастера Эккхарта, Ройсброка, Таулера, Сусо и прочих, присутствует Люцифер в хорошем смысле, в чистом благородном стремлении к духовному, и можно сказать, что он в душах этих мистиков стал "набожным". Но, если в это чистое стремление, самоотдачу вливается нота личного, когда мистик отдается этому ради собственной радости, это сразу означает преобладание Люцифера. Поэтому мы должны бодрствовать, чтобы в наше стремление ничего такого не вошло. При мистическом погружении сравнительно легко бодрствовать, труднее при визуализации. Так же и в этом есть Люцифер. Он вводит в заблуждение мистиков различным, что им трудно различит истинные лица. Он вмешивает во всякое видение нечто субъективное так, что, например, повторяются определенные явления, иллюзорные облики и подобное. На это нужно обращать внимание, и бодрствовать. Когда видят глаза или лица, или представляют таковые имагинативно, то не так легко иллюзию устранить, однако, благодаря этому

В мистической эзотерике, которую мы наблюдаем у Мастера Эккхарта, Ройсброка, Таулера, Сусо и прочих, присутствует Люцифер в хорошем смысле, в чистом благородном стремлении к духовному, и можно сказать, что он в душах этих мистиков стал "набожным".

Но, если в это чистое стремление, самоотдачу вливается нота личного, когда мистик отдается этому ради собственной радости, это сразу означает преобладание Люцифера. Поэтому мы должны бодрствовать, чтобы в наше стремление ничего такого не вошло. При мистическом погружении сравнительно легко бодрствовать, труднее при визуализации. Так же и в этом есть Люцифер. Он вводит в заблуждение мистиков различным, что им трудно различит истинные лица. Он вмешивает во всякое видение нечто субъективное так, что, например, повторяются определенные явления, иллюзорные облики и подобное. На это нужно обращать внимание, и бодрствовать.

Когда видят глаза или лица, или представляют таковые имагинативно, то не так легко иллюзию устранить, однако, благодаря этому получают силу отстранить Люцифера.

Не является упреком, когда говорят, что в человеческом подсознании живут скверные качества. Они и должны быть. Земная жизнь несет их с собой. Человек может уже в определенной степени обладать святостью, и все же в его подсознательном остаются дремлющими такие порывы, которые, если бы он их осознал, его поразили и испугали. В этом тоже нужны великие внимание и бодрость.

Во всем чувственном (продиктованном чувствами), в мистическом погружении, во всяких визуализациях работает Люцифер так же, как в воодушевлении, в художественной работе, в том, что творит художник, что в художнике творит.

Могут быть материалисты, которые во внешнем совершенно в материальном пребывают, себя в этом выражают. Когда в этом случае имеют счастье заглянуть в их душу, то могут найти там глубоко религиозное стремление, тоску по Божественному. И здесь тоже побудительной причиной является Люцифер.

Во всем продиктованном волей действует Ариман. Он наступает на нас во всем, что открывается нам как жест в слове и записи. Во всем, что выражается в медиумическом письме речь идет о обученном медиуме, или естественном медиумическом писании, или также о том, что себя чувствуют обязанными нечто написать.

При явлениях обликов, голов, света и прочего, которые образуется через медиумизм, действует Люцифер. Тогда можно, когда, к примеру, чувствуют побуждение нечто писать, этому противодействовать тем, что себя останавливают, и эти побуждениям, которые чувствуют или считают воспринятыми, не следуют, но стопорят, и противопоставляют крепкую волю таким нашептываниям, не желая им следовать. Благодаря такому напряжению воли достигают неожиданных сил в оккультном.

Во всем том, что мы говорим, в словах, которые мы формируем и обращаем к другим, действует Ариман. Как только ухо слышит тона, горло тоны издает, а также в написании слов, входит Ариман и утверждает тон, слово, шрифт. Поэтому важно усиливать и укреплять душу, и проверять свои мысли и слова на деликатность.

Сведенборг, Эммануил
Сведенборг, Эммануил

Мировоззрение Сведенборга, его дальновидение и пророческие видения пронизаны Ариманом. Также то, что воспринимал Кант из писаний Сведенборга, которыми интересовался.

Очень часто, почти ежедневно ставится вопрос:

"Должен ли я обращать внимание на то, что я там вижу, слышу, воспринимаю? Является ли это истинным?"

Конечно, нужно на это обращать внимание, определенно в этом есть истина. Каждая малейшая мелочь в оккультной жизни очень важна и истинна.

Дело в том, чтобы знать, что за этим кроется! Мы должны обращать внимание на все необыкновенное внимание - бодрствовать!

Но мы должны приобрести определенное нежное чувство такта в тому, что мы такие переживания не рассказываем направо-налево. Совершенно во внутреннем интимно должны мы это с самим собой улаживать, и должны пытаться находить выход, чтобы Люцифер или Ариман не были причастны.

Конечно можно в узком круге друзей говорить о таких переживаниях и получать советы, если имеется доверие. Но в меньшей мере на таких переживаниях можно строить учения, и их в этом смысле передавать дальше, используя в качестве учебного материала. Нечто, что с нами может случаться ежедневно и ежечасно, так это, когда мы, к примеру. идя по улице, видим в видении человека, которого мы действительно через несколько минут встречаем. При этом может быть, что мы этому человеку должны нечто сказать. Мы имеем это предварение его прихода и ускоряем шаги, чтобы его встретить.

Это предчувствие происходит как раз вследствие этого развития оккультных способностей. Но мы не имеем на это права. Мы не должны оккультные способности применять для своей пользы в физической жизни. В этом мы должны заботится о границах, которые здесь имеют силу так, как будто мы об оккультизме не имеем понятия. Такое событие должно служить только в качестве намека, указания.

Метерлинк, Морис
Метерлинк, Морис

В экзотерических докладах несколько раз повторялось о Метерлинке, как он хотел иметь доказательства духовной жизни. Если бы некто имел переживание, что перед ним стоит душа Гете, и он бы имел несомненное доказательство того, что это душа Гете, и что он говорит с этой душой Гете, то он бы совершенно определенно сказал, что это неопровержимое доказательство бессмертия души. Вследствие принятых здесь, в физическом мире, законов, такое заключение было бы единственно правильным. И все же оно не правильное.

Не правильно говорить: это "душа Гете". Люцифер скрывается в этой "душе Гете" и лживо уверяет нас, что он Гете из таких-то лет. Только, когда мы сознаем то, что Люцифер скрыт в этой душе Гете, имеем мы возможность приблизиться к действительной душе Гете (которая в духовном мире далее развивается), ее встретить. И тогда, благодаря этому, можно получить действительное доказательство бессмертия души.

Было бы большим легкомыслием подходить к эзотерическим упражнениям, некоторые из них начинать, а потом бросать из соображений удобства, нерешительности и пр., медитации являются для души тем же, что для физического тела дыхание. Если прекращается дыхание, Ариман тотчас захватывает господство, смерть. Для души должно происходить то же самое, что она не должны мучиться от медитации, но, что она без таковой уже не может жить, что медитация для нее становится, как дыхание для тела.

-4

Этим любви к удобству и нерешительности противопоставляется непреклонное желание и намерение проникнуть в духовные миры. Не нужно желать и надеяться проникнуть в духовные миры, пока душа не укрепится . Главными условиями являются покой и миролюбие.

Только так мы можем обрести для души действительную силу, которую она должна иметь, чтобы найти средство, срединный путь, не уходя ни влево, ни вправо, не подпадая ни Люциферу, ни Ариману, придерживаясь среднего пути.

Это тяжело, очень тяжело, и очень трудно. Но тогда мы должны вспомнить из Евангелия от Иоанна, что там в начале говорится и в 12-14 строках восьмой главы. Когда мы стоим внутри суматохи и хаоса духовного мира, и со всех сторон приходят облики и видения, и мы ничего не понимаем, нас туда-сюда рвут, тогда мы должны поставить перед нашей душой слова:

"В начале было Слово...", и так далее, или: "Я есть Свет Миру, кто Мне следует, не будет во тьме странствовать, но будет иметь Свет Жизни!"

Тогда все рассеется, и мы сможем взирать на правильное и истинное.

#антропософия #рудольф штайнер #эзотерикаисамопознание #люцифер #ариман #оккультизм