Найти в Дзене
Доктор Марусенька

Про вызов «Скорой помощи»

Сейчас подниму «больной» вопрос для врачей.

Любимая опция российской медицины, которая выгодно отличает ее от медицины в других странах в глазах пациентов.

Многие иммигранты скучают потом за этой «услугой».

Вызов врача на дом и возможность вызова на дом «Скорой помощи» без веских оснований.

Понятно, что людям удобно, когда это есть, никуда не надо идти, главные два аргумента - «мы не будем заражать детей в поликлинике» и «а как тащить на улицу ребенка с температурой».

Давайте попробуем посмотреть на это с разных сторон.

Кстати, многие вполне талантливые, умные и грамотные педиатры ушли из поликлиники не по причине маленьких зарплат, а по причине необходимости «бегать по участку».

С одной стороны пациентов можно понять. Им страшно вести ребёнка с температурой на улицу (это особенности менталитета). Когда люди приезжают сами в приемное отделение, им часто недовольно говорят: «Почему «Скорую» не вызвали?».

С другой стороны, происходит вот что:

  • врача вызывают на дом даже в простых ситуациях, когда нет очень высокой температуры, но просто не хочется идти в поликлинику
  • врачи на приемах на дому очень часто подвергаются оскорблениям и наплевательскому отношению.

Например, одну мою подругу оскорбляли и говорили, что она должна была лежать на коврике под дверью, ожидая, пока придёт бабушка ребёнка из магазина, а потом сказали, что специально заявят, что она у них деньги украла.

Другую вызвали на дом для того, чтобы она дала справку в детский сад, потому что лень идти в поликлинику. И таких историй много.

  • «Скорую» в нашей стране вызывают не с прямой целью– довезти человека в тяжелом состоянии до больницы, а «послушать», «тонометр сломался», «давление померить», «температура 38», «кашель есть», «я волнуюсь». То есть в тех случаях, когда хочется быстрого осмотра врача, но повода для этого нет.
В результате пациенты, которым действительно нужна экстренная помощь, её не получаю, потому что «Скорая» ездит на не обоснованные вызовы.

Во всём мире считается, что время врача слишком ценно и дорого, чтобы ходить по домам к пациентам.

И что «Скорая» может быть вызвана только в том случае, когда пациента нельзя довезти до больницы без медицинского сопровождения.

И что вызывая «Скорую» просто для осмотра/снижения температуры/«послушать», вы можете у кого-то отнять жизнь.

И помимо всего прочего, всё это финансово неэффективно.

Моё мнение, что:

  • обязательно нужна возможность вызвать врача на дом к ребёнку – инвалиду
  • вызов врача на дом-неэффективное мероприятие, и не должно быть в системе ОМС, кроме как для детей – инвалидов
  • должны быть отделения скорой помощи, где дети и взрослые с острыми состояниями/острой болью будут осмотрены, независимо от того, каким способом они туда добрались
  • нужен штраф за необоснованных вызов «Скорой помощи»(диспетчер по телефону решает, нужен ли вызов, и если он нужен, вызов считается необоснованным, если была предоставлена ложная информация, и/или вызов не закончился госпитализацией).

Имеет смысл на «Скорой» работать не врачам, а парамедикам, которые не будут в любом случае назначать лечение.

  • за избиение врачей должно быть такое же наказание, как за избиение полицейских
  • если водитель не пропустил «Скорую» на дороге, с мигалками и маячками, должен быть большой штраф

Представляю ваше возмущение, когда вы читаете, к этому моменту.

И потому очень прошу сделать глубокий вдох, выдох, и спокойно прочитать до конца.

  • Никто не говорит о том, что надо отменить вызов «Скорой» в принципе.
Надо бороться с ситуациями, когда вызов ложный.

Что значит - ложный вызов?

В первую очередь, когда человек при звонке диспетчеру заведомо предоставил ложную информацию. Например, сказал, что ребенок задыхается, а когда «Скорая» приехала, сказал, что ребенок давно кашляет, месяц, послушайте его и назначьте лечение, и на самом деле он не задыхается.

Для чего это надо?

Чтобы «Скорая» приезжала быстро к тем пациентам, которым экстренная помощь действительно нужна.

Когда мы вызываем «Скорую» потому, что не хочется идти в поликлинику или хочется открыть больничный с сегодняшнего дня (кстати, «Скорые» не дают больничный лист), кто-то может вовремя не получить помощь и умереть. В этом и суть. Почему речь о штрафах?

Опыт других стран говорит о том, что только система штрафов помогла убрать ложные вызовы, при этом на действительно тяжелые ситуации люди не боятся вызывать «Скорую».

Ведь всегда можно позвонить диспетчеру, и он скажет, нужна ли «Скорая».

Или можно доехать своим ходом в больницу. Или вообще можно в плановом порядке обратиться к врачу.

А не лучше ли увеличить количество «Скорых»? Не получится.

Сейчас количество «Скорых» недостаточно не потому, что государство сокращает рабочие места или делает еще что-то в этом роде, а потому, что врачи и фельдшера все меньше хотят идти туда работать. Нельзя заставить человека работать там, где есть угроза жизни и низкая зарплата. Я не жалуюсь, просто констатирую факт. Люди часто пишут, зачем врачи жалуются и «вы знали, куда шли». Ну в 17 лет никто не знает еще, куда идет), а сейчас - вы совершенно правы, жаловаться не надо, лучше уйти, потому и уходят. Опять же, это факт, и с этим надо что-то делать. Чтобы удержать оставшихся врачей. Как минимум, защитить их жизнь. И убрать необоснованные вызовы.

А чем плохи вызова врача на дом?

Это же так удобно! Удобно, но не разумно (я не говорю про частные визиты).

По регламенту на вызов на дом отводится 30 минут, а на прием в кабинете – 12 – 15 минут. Потому что закладывается время на дорогу от пациента к пациенту. То есть как минимум в два раза больше пациентов может принять врач, когда не ходит по домам.

Законодательно врач может в день посмотреть только 6 пациентов на дому, по факту – в сезон ОРВИ доходит до 30 – 40, а рекордную цифру как-то называли у меня в комментариях – 68.

Задумайтесь, пожалуйста, будет ли качественным оказание помощи вашему ребёнку, если врач пробежался по 30 адресам и ещё принял 30 пациентов на приеме? Даже самый грамотный специалист начнёт ошибаться. А педиатров прошу задуматься над тем, что получается плохо и вам, и вашим пациентам, когда вы соглашаетесь на эти переработки, которые вам ещё, кстати, никто и не оплачивает.

«А вот врачи хамят и плохо лечат!»

Никто не говорит о том, что врачи белые и пушистые. Потому, обращаясь к коллегам, хочется сказать, что отсутствие хамства, запугивания и наличие уважения к пациентам, уважения к его выбору, к тому, что ему страшно, больно, и он не понимает, что надо делать, уже сильно улучшит ситуацию.

И повышение уровня своего образования, желание учиться (не по блогам в Инстаграм и не по рекламным статьям)– тоже. Это сработает.

Но, вновь обращаясь к пациентам, хочется сказать, что хамство, оскорбления и ненависть с вашей стороны тоже совершенно ничего не изменит.

Не улучшит качество медицины. Если считать врачей кем-то сродни низшего звена в обществе или эфемерными существами, которые только ради работы и живут, тоже ничего не изменится. Не сделает внезапно так, чтобы все врачи были умные, грамотные и милые.

Именно поэтому и нам, и вам нужны законы, которые чётко будут защищать и ваши, и наши интересы. Регламент. Стандарты.

Как это можно изменить?

Разумеется, на данном этапе развития нашей медицины никто не говорит, что надо срочно отменить вызов на дом и штрафовать.

Единственное, что можно сделать сейчас и немедленно – ввести огромные штрафы для тех, кто не пропускает «Скорую» с включёнными мигалками и сиреной.

Не 500 рублей, а 100-200 тысяч с изъятой машиной на штрафстоянке до тех пор, пока не оплатят штраф. Человеческая жизнь не дороже, а трактовать такие ситуации можно только одним способом, и в этом вопросе все со мной согласны. 

А что нужно сделать, прежде чем вводить эти предложения (и пока этого не будет, ничего нельзя поменять)?

  • Наличие отделения «Скорой» помощи, где пациента всегда примут и осмотрят, если он пришел самостоятельно, сделают необходимые исследования.

И именно там будет решаться, что дальше делать с пациентам нужна ли госпитализация. Да, там тоже будут очереди – по-другому не получится, если мы хотим качественную медицину, не получится иметь переизбыток врачей, но это все равно значительно лучше, чем сейчас.

  • Грамотные диспетчеры (например, врачи-ординаторы, медсестры), которые подскажут, опираясь на рассказ пациента, что делать прямо сейчас – ждать «Скорую» (диспетчер моментально вызовет бригаду), приехать самостоятельно в отделение «Скорой помощи», или в плановом порядке сходить к своему педиатру.
  • Отдельные боксы в поликлиниках, где будут осматривать детей с инфекциями.
  • Просветительская работа, чтобы родители понимали, что делать в той или иной ситуации, и когда надо паниковать (и именно этим мы и стараемся заниматься в своих блогах)

Вы скажете – это нереально.

Вовсе нет. Я ничего не придумала, это давно отработанная модель, просто не в нашей стране, и чем мы хуже?

И помните, пожалуйста, когда я пишу свои посты, то делаю это не для того, чтобы меня похвалили или мы с вами обязательно были «на одной волне». А для того, чтобы задуматься, посмотреть на какие-то вещи под другим углом зрения, с чем-то не согласиться, а в чем-то изменить свое мнение. Только так можно что-то поменять).

Да, как верно написали мне когда-то, идёт Гражданская война между пациентами и врачами. И хотелось бы её прекратить и что-то поменять. Не думайте, что у меня такое самомнение, что я могу это сделать). Но каждый из нас может внести свой вклад.

Мы – поднимая такие вопросы и хорошо выполняя свою работу. Вы – в следующий раз хотя бы не нахамив врачу или не вызвав «Скорую» для того, чтобы ребёнка просто «послушали».

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага.