Найти тему
African kids

Потерянные мальчики Судана (рубрика «Воскресный сеанс»)

Вторая суданская война — конфликт 1983-2005 годов между центральным суданским правительством и Народно-Освободительной Армией Судана (НОАС), в значительной степени явился продолжением Первой суданской войны 1955-1972 годов. Прекращение огня, а вместе с ним и окончание самой продолжительной гражданской войны в Африке, пришло в Судан в 2005 году с подписанием Мирного соглашения между северными и южными фракциями. Референдум в 2011 году привел к отделению Южного Судана, но периодические военные действия на границе двух независимых государств продолжается и по сей день.

В результате войны около двух миллионов человек погибли, в том числе от голода и болезней; а 4,5 миллиона были перемещены хотя бы один раз за период военных действий. Число погибших среди гражданского населения является одним из самых высоких со времен Второй мировой войны, а сам конфликт отмечен многочисленными нарушениями прав человека, включая рабство и массовые убийства.

Дети, как наиболее уязвимая часть населения, значительно пострадали в результате многолетней войны. По предварительным оценкам в настоящее время школу не посещают около трех миллионов детей, что составляет около одной трети населения школьного возраста. Дети и молодежь, живущие в поселениях беженцев, лишены многих основных услуг и часто страдают от различных заболеваний, испытывают хроническое недоедание и подвергаются насилию. Официальные лица ООН говорят, что они все больше обеспокоены участившимися самоубийствами детей в переполненных лагерях для перемещенных лиц.

-2

Кроме того, все стороны конфликта как на севере, так и на юге были замечены в вербовке детей в солдаты, которая происходила преимущественно в Западном Верхнем Ниле, Восточной Экваториальной провинции и Нубийских горах. По оценкам в 2004 году в составе правительственных сил, НОАС и ополченцев находилось 17 000 подростков. В Дарфуре были замечены дети в возрасте 14 лет, служившие в правительственных вооруженных силах и полиции. Несовершеннолетние также воевали на стороне поддерживаемых правительством ополченцев «Джанджавид», которые, как сообщается, похищали детей в возрасте девяти лет.

-3

Многие стали сиротами или были разлучены со своими семьями из-за систематических актов геноцида в южной части страны. Некоторым детям, преимущественно мальчикам 5-15 лет, удалось избежать плена и смерти: во время выпаса скота на пастбищах, расположенных рядом с водоемами вдали от своей деревни, они смогли убежать и спрятаться в густых африканских зарослях.

-4

По предварительным оценкам от 20 000 до 30 000 мальчиков из сельской местности Южного Судана после потери родителей в поисках укрытия и пищи бежали в граничащие с Эфиопией и Кенией районы. Большая часть путешествия проходила пешком в составе самоорганизованных групп, возглавляемых старшим мальчиком порой 10-12 лет отроду, а дорога была наполнена страданиями и неизвестностью, поскольку подростки редко владели информацией, в каком направлении следует идти. Путь из Южного Судана до ближайшего лагеря беженцев составлял 1000 миль и длился от нескольких недель до двух и более лет. Часто дети передвигались без каких-либо вещей и полностью зависели от пожертвований жителей деревень, которые проходили, прося еду, воду, предметы первой необходимости и лекарства для больных. Воровство и охота подручными средствами — ежедневные будни малолетних голодающих спутников.

-5

Однако чаще дорога проходила в изолированных регионах с очень слабой инфраструктурой. Кроме того, нападения львов, укусы ядовитых змей и других диких животных не были редкостью. Известно, что более половины молодых мигрантов погибли в пути от голода, обезвоживания, болезней, нападений диких животных и от пуль вражеских солдат. Через год насилие в Эфиопии заставило их бежать в кенийский лагерь беженцев Какума через разлившуюся реку Гило в самый разгар сезона дождей: в итоге 2 000 человек утонули или были растерзаны крокодилами, другая часть была расстреляна солдатами, и только 10 000 мальчиков в возрасте от восьми до восемнадцати лет в конце концов добрались до места назначения. Оставшиеся в живых после этого трагического исхода стали известны как «Потерянные мальчики Судана».

-6

Данный термин широко использовался медицинскими работниками в лагерях беженцев и был взят из детской сказки о Питере Пэне. Его также применяли и для обозначения детей в Южном Судане, бежавших от насилия после обретения независимости в 2011–2013 годах.

Эксперты отмечают, что «Потерянные мальчики» — самые сильно травмированные войной дети из когда-либо исследованных: скитания в поисках убежища и проживания в лагерях для беженцев на протяжении большей части жизни, начиная с 6-летнего возраста, без опеки и любви взрослых значительно изменило их развитие и способность ассимилироваться.

-7

«Лагерь беженцев — это место, где вы ждете своей смерти. Когда ты сирота, у тебя нет надежды и никому до тебя нет дела, а когда ты еще и беженец, то это двойное проклятие».

Историям «Потерянных мальчиков» уделяется много внимания как в прессе, так и на правительственном уровне, в то время как судьбы девочек в данном конфликте зачастую игнорируются в силу патриархального уклада жизни у народов динка и нуэр.

-8

По прибытии в Эфиопию мальчики размещались в лагерях, в то время как девочек согласно традициям и культуре нельзя было оставлять одних, поэтому их передавали под опеку выжившим родственникам или на усыновление в другие семьи. Считается, что такая практика обеспечивала безопасность молодым женщинам, но на деле девочки чаще использовались в качестве прислуги или дешевой рабочей силы, им также отказывали в возможности получения образования. Многие из них подвергались физическому и сексуальному насилию как со стороны принимающих семей, так и беженцев, они также становились жертвами надругательств со стороны работников лагерей во время доставки воды, продовольственных пайков или продавались в качестве невест.

Когда в 1999 году началась программа переселения в США, то одним из обязательных требований властей было сиротство беженца, а поскольку многие девочки прожили на тот момент в приемных семья от 9 до 14 лет, то они больше не считались таковыми и, следовательно, не имели права на участие в программе. В 2001 году около 4 000 «Потерянных мальчиков» и только 89 молодых девушек переехали в США.

-9

Разлученные с родителями дети испытывают сильный дистресс, они напуганы и подвержены многим опасностям, включая насилие, похищение и вербовку в вооруженные бандформирования. В лагерях беженцев дети-сироты подвергаются большему риску тяжелого недоедания, потому как стоят в конце распределительной цепочки продуктов питания. Кроме того, дети, ставшие свидетелями насилия и вынужденные спасаться бегством, обычно страдают от серьезных эмоциональных потрясений, им тяжелее справляться с трудностями, и они нуждаются в помощи специалистов. Но крайне тяжелая экономическая ситуация и политическая нестабильность в стране не позволяет создать для потерянного поколения детей условия для реабилитации и полноценной интеграции в мирное общество, что в свою очередь негативно сказывается на развитии самого молодого государства Африки.

Вашему вниманию представлен фильм "Ложь во спасение"

Судан
378 интересуются