Найти тему
Shikimori

Играть нельзя наслаждаться — часть первая

Оглавление

Сейчас никого уже не удивить играми «в кармане» — развитие игровой индустрии для мобильных устройств не прекращается еще со времен «змейки» на старой доброй Nokia — именно она считается пионером мобильного гейминга. Улучшается графика, появляются новые жанры — но японцы не были бы собой, если бы не смогли улучшить то, что уже хорошо — и они это сделали. Встречайте: единственные и неповторимые в своем роде гача-игры — именно они могут оставить вас без свободного времени и денег — и вы останетесь довольны.

У всего есть начало — гача-игры называются так благодаря своему прототипу из реальности. Сам термин «гача» произошел от от гачапонов — уличных автоматов на японский лад. Вы наверняка встречали в магазинах или на улице автоматы с жвачками или игрушками — нужно лишь вставить монету, прокрутить и получить свою награду, а гачапон же предлагал потратить монетку на случайный коллекционный приз — значок, магнитик, брелок по своей любимой франшизе, и одним из элементов успеха такого автомата являлась случайность выпавшего приза. Каждый предмет был из своей определённой серии — коллекционеры стремились собрать всю коллекцию целиком, а мания гачапонов не прекращается и по сей день.

Почему же игры подобного типа называют «гачей»? Отличительной чертой любой гача-игры является коллекционирование — игроки собирают своих игровых персонажей, играют ими и развивают их потенциал в игре. Для того, чтобы выбить нового персонажа, часто нужно «крутить гачу» — тратить игровые (или реальные) денежные ресурсы, чтобы получить шанс выбить своего персонажа. Если вы раньше играли в игры с лутбоксами (ящиками, в которых можно найти редкий дроп, но он имеет крайне низкий шанс), то мгновенно сможете провести аналогию между гача-играми и лутбоксами — персонажи в гача-играх также имеют свою редкость и шанс выпадения.

В чем же отличие игр с лутбоксами от гача-игр? Все просто — в гача-играх главным элементом является именно гача, от нее зависят ваши игровые успехи — персонажи, экипировка к ним, компаньоны. Для того, чтобы играть с интересом и удовольствием вы должны выбить нужного вам персонажа из гачи. Вы играете, чтобы заработать ресурсы для того, чтобы крутить гачу. Вот такой вот замкнутый, но увлекательный круг геймплея. Жанровая составляющая гача-игр так же разнообразна: начиная от пошаговых стратегий и заканчивая РПГ-играми с элементами ММО — каждый сможет найти себе геймплей по вкусу.

В этой статье мы больше не будем рассматривать само явление гача-игр — мы рассмотрим их с точки зрения игрока-ветерана различных гач: какие неочевидные плюсы и минусы есть во многих гачах, их частные случаи, насколько приятно в них играть и что стоит ожидать от них. В первой части статьи мы рассмотрим один тип гача игр (о чём ниже), а во второй — закончим наше рассмотрение самих гач и поговорим о том, чего стоит ожидать новичку в гача-играх.

Начнём мы с одного большого разделения — гачи для души и гачи для игры. Гачи для души нетребовательны к вашему скиллу, вам не нужно много времени и усилий для того, чтобы вы смогли проходить контент — упор в таких гачах именно на коллекционировании, количество персонажей часто превосходит отметку в 200 и более персонажей, реализован полноценный автобой — всё, что зачастую от вас требуется — это фармить и крутить гачу. Гачи для игры же требуют от вас изучения игровых механик, взаимодействия персонажей, создания полноценной боевой стратегии — без этого у вас не получится играть в полную силу. В таких играх основной упор идет уже на игровую систему и её баланс — количество персонажей не настолько велико, как в коллекционных гачах, что обычно нивелируется необходимостью фарма не только самого героя, но и экипировки к нему. Именно это разделение и послужило названием данной статьи — вы сами вольны выбирать, где поставить запятую.

Чтобы лучше понимать различия и сущность гача-игр, рассмотрим несколько игр каждого вида — кроме сухого описания игры также будет описан опыт автора в каждой гаче (стоит помнить, что мнение автора субъективно и может не совпадать с вашим).

Краткий словарик перед тем, как мы начнем обозревать непосредственно сами игры

Гача — собственно, сам механизм получения новых персонажей или экипировки.

Баннер — это отдельная гача в игре, как правило, на одного или нескольких конкретных персонажей. В зависимости от игры в баннере может быть гарантировано выпадение именно этого персонажа, так и повышен шанс выпадения именно их среди всех возможных вариантов дропа.

Лимит гача и лимит персонаж, limited — дроп в этой гаче ограничен по времени, по окончанию лимита гачи вы больше не сможете получить лимитированный дроп из неё. Во многих играх рано или поздно происходит реран — возвращение конкретного баннера, чтобы новые игроки тоже могли получить лимитированный контент.

Гарант, пити, pity — система, которая гарантирует выпадение определенного дропа в баннере. Как правило, срабатывание гаранта зависит от количества сделанных круток — например, за 200 прокруток в баннере вам гарантированно упадет персонаж этого баннера (но он может выпасть и раньше — если госпожа удача улыбнется вам).

Дорм, общежитие, Dormitory — имеющееся во многих гачах место, где выбранные вами персонажи «живут», позволяя с ними взаимодействовать и повышать их уровень привязанности.

f2p, f2p friendly — игры, не требующее доната, позволяющие развиваться на хорошем уровне без необходимости покупки валюты за реальные деньги.

Гринд, grind — однотипный процесс заработка игровых валют, экипировки, предметов, опыта. Вам нужно проходить одни и те же уровни повторно, но, как правило, такой гринд автоматизирован для удобства игроков.

Игры для души (гачи с упором в коллекционирование)

Azur Lane

Одна из самых известных гача-игр — это узнаваемая гача по военным корабликам в виде красивых девушек. Разнообразие персонажей здесь настолько велико, что одной из статей ваших расходов станет расширение доков (это места, где «живут» ваши корабледевочки). При этом сами девушки на любой вкус: здесь есть как вполне узнаваемые и типичные цундере, любвеобильные к игроку яндере и даже лоли, так и далекие от обычных типажей корабледевочки для желающих попробовать нечто иное. Геймплей завязан на автобое — ваши корабледевочки сами победят врага, вам лишь нужно отправлять их фармить врага (впрочем, вы можете и самостоятельно управлять вашей флотилией — если есть желание).

Гача-система здесь приятная, вам нужно выбивать только персонажей. Валюта общая для всех типов персонажей — даже лимитированные ультра-редкие девочки крутятся за ту же самую валюту, за которую вы можете покрутить стандартную гачу. Гарант присутствует только на девочек версии UR — 200 круток. Сама валюта фармится достаточно просто, и начнет накапливаться впрок при активной игре и хотя бы среднем уровне везения.

Свои кровные вы можете потратить как на удобства (дополнительные места в доках, в дорме, в прокачке умений), так и на красивые скины на любимых девочек. Ещё можно окольцевать самых-самых, тем самым увеличивая их порог привязанности и боевую эффективность, а также открывая уникальные реплики и свадебные костюмы (которые, к великому сожалению, есть не у всех девочек).

Именно так выглядит бой в Azur Lane
Именно так выглядит бой в Azur Lane

Достоинства:

• Полное F2P — для полноты геймплея вам не потребуется донатить;

• Очень простая боевая система и автобой — легко научиться играть, а сама игра не будет требовать постоянного внимания благодаря автобою, который достаточно просто включить и заниматься другими делами;

• Большой выбор персонажей на любой вкус: на данный момент в игре аж 611 корабледевочек (на глобал сервере);

• Постоянные апдейты, упрощающие вашу жизнь в игре и добавляющие удобные функции, которые снижают уровень гринда ещё ниже.

Недостатки:

• Игроки, ищущие челлендж, быстро выгорят — в игре очень мало соревновательных элементов (навскидку их всего два: ваншот META-босса и количество очков на ранкед-боссе);

• Плохой приток донат-валюты: несмотря на отсутствие прямой необходимости в ней, для более комфортной игры все-таки нужно будет подкопить валюты. Получить её можно единоразово за прохождение сюжетных уровней, и очень редко — с комиссий и игровых событий;

• История персонажей и игровой вселенной подается крайне скомкано, в сюжетной линии внезапно нет сюжета, поэтому крупицы истории вы сможете узнать лишь на эвентах.

SMS Emden передает вам пламенный привет!
SMS Emden передает вам пламенный привет!

Girls' Frontline

-4

Вторая игра подобного плана предлагает к вашим услугам уже не корабледевочек, а T-Dolls: военных девушек, спроектированных для выполнения поставленных задач. Каждая девушка использует своё оружие, которое и даёт ей имя: M4A1 будет использовать именно винтовку M4A1, WA2000 использует снайперскую винтовку WA2000 и т.д. В отличии от Azur Lane, атмосфера этой игры более мрачная, больше соответствует антуражу военных девушек, и не каждая история имеет счастливый конец.

Гача-система подобна Azur Lane — крафтить девушек можно за игровую валюту и ресурсы (не затрачивая донат-ресурсы), но при этом отсутствует система гаранта. В отличии от Azur Lane, костюмы на ваших любимых девушек вы сможете также выбить в гаче, валюту для которой можно зарабатывать непосредственно в игре. Эта особенность может быть как плюсом, так и минусом одновременно — одной из причин, почему автор не смог дальше играть спустя 2 года беспрерывной игры — не смог выбить скин на RFB из гачи. Однако не стоит расстраиваться, поскольку в гаче на костюмы есть гарант — пусть и очень дорогой на некоторые из них (автор не смог сдерживать себя и копить целый год, не затрачивая ни единого билетика — это очень сложно в гача-игре!)

Боевая система здесь более продвинутая по сравнению с Azur Lane — для прохождения сложных уровней требуется более подробное изучение механик, иногда необходимо проходить боссов вручную — переставлять девочек на поле боя в режиме реального времени. В эвентах кроме механических умений могут потребоваться и стратегические — разработчики любят составлять загадки, которые необходимо решить для прохождения уровня.

Так проходит бой в Girls' Frontline
Так проходит бой в Girls' Frontline

Достоинства:

• Полное F2P — при этом вы можете накопить на скин своей мечты, не тратя на это реальные деньги;

• Полноценная сюжетная вселенная: сюжет скомпонован и подается по мере вашего развития, а эвенты дополняют историю персонажей или событий в игровой вселенной;

• Большой выбор персонажей: более 350 T-Doll;

• Наличие автобоя.

Недостатки:

• Игра уже не так актуальна, как раньше — более замедленный темп развития самой игры и небольшое комьюнити выглядят блекло по сравнению с конкурентами (отчасти это можно списать на скорый выход второй части игры — уже в немного другом формате боевой системы);

• Качество игрового клиента: наличие багов непосредственно на старте игры, ошибки после обновлений сопровождали автора постоянно. Один из таких багов (невозможность установки обновления, даже если скачать игру «с нуля») привела к окончательному прощанию с этой прекрасной гачей.

Лучшая девочка игры улыбается вам.
Лучшая девочка игры улыбается вам.

Genshin Impact

-7

Популярность этой игры всё ещё впереди планеты всей — редкий отаку никогда не слышал об этой игре, как и множество людей, вовсе не знакомых с аниме. Геншин невероятно популярен, поэтому подробное описание этой игры попросту не имеет смысла — мы все прекрасно знаем, что это за игра)

Автор долго сомневался, к какой же категории отнести эту игру — и таки решился оставить её ближе к коллекционированию, чем к геймплейно-зависимым. Да, для того, чтобы наносить много урона, нужно иметь не только персонажей и эквип, но и понимать, что они делают, какая должна быть ротация и т.д. Но игра позволяет в себя играть и без этого — прохождение сюжетных заданий и дополнений не требует за собой идеального выполнения и использования всех умений в нужную секунду, а открытый мир располагает к более неспешному и размеренному исследованию, нежели к необходимости сделать команду для прохождения пиро орхидеи за 5 секунд. Другим же критерием стало полное отсутствие пвп-режимов: одного из самых главных двигателей желания «стать лучше» и развития ваших персонажей.

Впрочем, по сравнению с предыдущими коллекционными гачами, здесь намного больше времени уделяется каждому конкретному персонажу — у каждого из них есть своя история, свой стиль и место в игровом мире. Если стандартный баннер в других играх содержит до 5 новых героев, то в Геншине такой персонаж обычно один: именно на него падает всё внимание свежего патча игры. В игре также есть мужские персонажи, что не характерно для многих коллекционных гача игр (девушки, ликуйте!).

Сама гача здесь — только за редкую игровую валюту. Вы можете её регулярно зарабатывать, однако затраты на крутки зачастую превышают доходы: необходимо заранее копить на желаемого персонажа, чтобы в случае чего забрать его гарантом. Учитывая крайне дорогой гарант (90 круток для 50/50 и 180 для 100% шанса) и относительно низкий прирост валюты по сравнению с коллекционками (вы же помните, что Геншин скорее гибрид, а не чистокровная коллекционка?) игра может потребовать ваших кровных, если вы очень хотите выбить нужного вам персонажа, но не успели накопить к нему нужное количество валюты. Так же для достижения полной мощи вашему персонажу зачастую нужно 5* оружие, которое также нужно выбить из гачи или купить в улучшенном боевом пропуске (который требует реальных денег для покупки).

Ещё эта игра познакомит вас с настоящим гриндом: если в Azur Lane вам нужно нагриндить валюту и опыт, то в Геншине вас ждёт необходимость фарма экипировки для ваших персонажей (на каждого — 5 слотов). Звучит просто, но тут в дело вмешивается еще один тип гачи — экипировочная гача. Она невероятно злая, и фарм нужного куска экипировки может занимать у вас месяцы: нужно не только получить предмет из нужного набора и в нужный слот, но и с нужными статами. Более того — даже если вам повезет получить хороший кубок или перо с нужными вам статами, гача для вас не заканчивается: для того, чтобы экипировка давала максимальные бонусы, её надо улучшить, а при улучшении повышаемые статы — случайные! Именно в Геншине вы можете легко и непринужденно познакомиться с «адом заточки» — он сопровождает почти все гачи, заточенные на геймплей.

-8

Достоинства:

• Интересная игровая вселенная и сюжет, проработанность каждого игрового персонажа;

• Открытый мир — геймплей состоит не только в коридорном прохождении уровня, но и исследовании всего мира ради добычи или интересных квестов;

• Боевая система с погружением — именно вы управляете атаками и умениями вашего персонажа напрямую, прямо как в экшен-играх!

• Очень большое коммьюнити — несмотря на то, что для кого-то это может оказаться недостатком, наличие большого и активного коммьюнити — это больше контента по игре (артов, видео, гайдов).

Недостатки:

• Очень «кусачая» гача — оставаться F2P можно, но стоит быть готовым к тому, что не всех понравившихся вам персонажей вы сможете получить;

• Новый контент выходит нечасто — если вы уже давно играете в Геншин, то наверняка знакомы с ситуацией, когда вы прошли абсолютно все квесты, и просто нечем заняться в игре;

• Времязатратный и трудоёмкий гринд: кроме искусственного ограничения количества попыток прохождения (в виде смолы — для получения наград за прохождение подземелья требуется смола, которая медленно регенерируется и не фармится) вам так же необходимо каждый раз бить одних и тех же мобов. Одной и той же командой. И все это вручную, без автобоя. И при этом фарм нужной экипировки на одного персонажа может занять несколько месяцев.

The lights are coming on now that the night is setting in. Another delightful day draws to a close.
The lights are coming on now that the night is setting in. Another delightful day draws to a close.

Другие гачи, стоящие внимания

Гача-игр на рынке невероятное множество, и на их описание понадобилось бы множество статей — поэтому автор ограничился рекомендацией лишь тех гач, в которые он играл сам. Достойные упоминания и игры коллекционки:

Arknights

-10

В какой-то степени напоминает Girls' Frontline, и имеет своих незабываемых монстродевочек в гаче.

Blue Archive

-11

Лоли с оружием. Конечно, в игре есть не только они — разработчики постарались выпустить ярких персонажей на любой вкус.

Granblue Fantasy

-12

Гача-легенда, браузерная Granblue Fantasy известна многим гача-плеерам и любителям аниме. Конечно, саму игру вы могли и не видеть, но особенно привлекательные персонажи наверняка пару раз проскакивали в вашей ленте новостей.

Даже у автора есть такая девушка! Narmaya - по скромному мнению, самый узнаваемый персонаж этой игры
Даже у автора есть такая девушка! Narmaya - по скромному мнению, самый узнаваемый персонаж этой игры

На этом заканчивается первая часть статьи про гача-игры. Если автор забыл о невероятно интересной коллекционной гаче, то не стесняйтесь написать о ней в комментариях!

Автор: Trissed

Редактура: Иван Калашников