Вопрос это, скажем прямо, геополитический. Создание «сухопутного коридора» между основной частью Германии и Восточной Пруссией стало одной из основных причин начала Второй мировой войны, когда гитлеровская Германия напала на Польшу.
(Заметим, совместно со сталинским СССР). А сознательное разрушение главного города Восточной Пруссии явилось вполне логичным финалом Второй мировой войны.
Конечно, немцы как никто понимали значение своей главной цитадели на востоке Европы и всячески ее укрепляли еще с момента основания замка Кенигсберг в XIII веке.
Еще с XIV века все мужское население региона имело оружие. И до сих пор цокольные этажи уцелевших немецких построек, включая даже жилые дома, имеют окна в форме бойниц.
Усиление обороны продолжалось и в XIV веке, и в XVII веке и даже в XIX веке, когда Прусская и Российская империя были лучшими друзьями.
Правящие фамилии двух империй постоянно заключали между собой браки, а знаменитая Янтарная комната, как известно, была подарком от прусского короля. Немецкое «лобби» сохраняло силу при российском императорском дворе вплоть до самой революции 1917 года.
Все изменили две мировые войны, к которым, несмотря на дружбу, обе империи усиленно готовились, возводя монументальные линии обороны по обе стороны будущего фронта. Адольф Гитлер уделял большое внимание Восточной Пруссии.
Как известно, там был оборудован секретный бункер «Волчье логово», а нацисты собирались на свои шабаши в бывшем орденском замке Мариенбург (ныне на территории Польши).
Сам фюрер бывал в Кенигсбергском замке еще в 1933 и 1936 годах. Он даже как-то выступал в Мемеле (ныне Клайпеда в Литве).
Неудивительно, что, когда британцы, чьи острова немцы отутюжили своими Фау-1 Фау-2, взялись за акцию возмездия, Кенигсберг попал в число первых целей для бомбардировок вместе с Кельном, Дрезденом и другими важнейшими немецкими городами.
В августе 1944 года «Королевская гора» подверглась двум разрушительным налетам британской авиации.
А вот дальше начинаются «непонятки». Согласно еще советской традиции, принято утверждать, что именно тогда город и был в основном разрушен. Но исторические данные из советских же источников, в том числе в калининградских музеях, говорят о том, что «не все так однозначно».
По официальным советским и российским данным, в результате августовских бомбежек были разрушены чуть более 40% жилого фонда и 20% промышленности Кенигсберга.
Путем простой арифметики понятно, что около 60% жилого фонда и 80% промышленности оставались еще нетронутыми. Основной урон городу был нанесен во время финального штурма советскими войсками в апреле 1945 года и позднее.
Советское военное руководство, понимая всю серьезность глубоко эшелонированной обороны древнего города-крепости и видя свои огромные потери в начальной фазе Второй мировой войны, тщательно подготовилось к заключительному штурму.
Был создан специальный макет Кенигсберга, на котором все военачальники отрабатывали свои действия. 2-5 апреля 1945 года город непрерывно бомбила советская авиация и обстреливала советская артиллерия.
Штурм города также продолжался несколько дней – 6-9 апреля 1945 года. Только за взятие 5-го форта из кольца таких сооружений вокруг города советские бойцы получили 12-15 орденов Героя Советского Союза (по разным источникам).
По итогам штурма потери немецкой стороны составили около 71 000 пленных и около 35 000 убитых. Надо понимать, что многие были членами народного ополчения – фольксштурма.
То есть это были не профессиональные военные с боевым опытом, а обычные гражданские лица от 17 до 60 лет.
Около пяти лет назад, в 2017 году, в Историко-художественном музее Калининграда открылась диорама, или трехмерная панорама «Кенигсберг-45. Последний штурм». Авторы – команда «Невский баталист» из Санкт-Петербурга во главе с Дмитрием Поштаренко.
Очень рекомендую посетить ее при поездке в город, так как, по всеобщему признанию, авторам удалось максимально точно воссоздать обстановку тех трагичных дней.
Сам музей тоже достоин осмотра. Он располагается в бывшем здании Штадтхалле, возведенном в 1912 году у Замкового пруда (Шлосстайх) неподалеку от замка.
По сути, это концертный комплекс с тремя залами (в том числе на 1600 и 600 мест). В музей после Второй мировой войны были переданы остатки огромной коллекции Прусского музея, в том числе предметы археологии не только времен пруссов, но и намного более ранних обитателей региона. В здание Штадтхалле музей переехал в 1980-х годах.
Интересно, что директор Прусского музея спрятал коллекцию в тайниках, три из которых были найдены, в том числе в подвале Кенигсбергского замка.
В последний раз подвалы исследовали в 2001-2005 годах при участии немецкого журнала «Шпигель»: безуспешно искали остатки Янтарной комнаты.
Авторы диорамы изобразили уличные бои в самом центре Кенигсберга. В частности, легко узнается обстановка знаменитого ресторана «Блют Герихт» («Кровавый суд»), размещавшегося в подвалах замка еще с XVIII века. К слову, в лучшие времена там бывали Томас Манн, Гофман и Вагнер.
Один немец перевязывает раны рядом с огромными винными бочками, а двое других строчат из пулемета по наступающим советским бойцам в дыру, проделанную в кирпичной стене.
Правдоподобия и живости диораме добавляют такие детали, как надписи на стенах от нацистской пропаганды о необходимости соблюдения чистоты расы и о сравнении стойкости крепости Кенигсберга с Севастополем.
Очень интересны такие детали, как трофейный «шмайссер» в руках советского бойца и пришедший в негодность немецкий «Небельвефер» («туманомет») – аналог РСЗО «Катюша».
Также очень динамично и трагично выглядит высадка советского десанта с лодок после переправы через реку Прегель во главе с решительным седоусым бойцом. Не пропустите и фигурку сдающегося в плен немецкого мальчика – бойца фольксштурма.
Противоборствующие стороны изображены так близко друг к другу, что понятно, что вот-вот начнется смертельная рукопашная схватка. Словом, всяческий респект авторам.
Но посмотрим на окружающую обстановку. Да, город очень сильно разрушен, но он еще цел, и обе стороны активно используют его для укрытия во время боев. Сохранились свидетельства очевидцев (в частности, письма красноармейцев домой) о том, что «более-менее осталась в целостности окраина, а центр сильно разрушен».
Однако то же здание Штадтхалее, пострадавшее во время боев, было восстановлено. Недалеко от него, в направлении к известной башне Дона с музеем Янтаря, также сохранились весьма крупные здания довоенной постройки. Также в наши дни можно увидеть здания почтамта и Южного вокзала (ранее Нового главного вокзала) недалеко от Бранденбургских ворот.
На фотографиях 1950-60-х годов видны мощные руины Кенигсбергского замка. Скажем, в фильме периода оттепели «Чистые пруды» по сценарию Беллы Ахмадуллиной, есть эпизоды на фоне еще относительно целого замка.
Однако его взорвали в 1967 году. А уже в 1976 году была снесена весьма ценная с архитектурной точки зрения кирха Лютера в районе Хаберберг работы Фрица Хайтманна.
Словом, все говорит о том, что в послевоенные годы советские власти целенаправленно уничтожали Кенигсберг-Калининград, оставляя только те здания, которые планировалось использовать в дальнейшем.
Например, в кирхе памяти королевы Луизы в районе Амалиенау устроили кукольный театр. Остальной город был совершенно сознательно и планомерно уничтожен.
Причины понятны: цитадель «прусского духа» далеко на востоке Европы имеет для Германии геополитическое и стратегическое значение, примерно, как тот же Севастополь для России. И по той же причине из Восточной Пруссии выселили около 3 500 000 ее жителей.
В 1990-е годы многие страны Восточной Европы по тем же соображениям снесли советские военные базы и прочие постройки времен «Холодной войны и Железного занавеса». В бывшей ГДР даже ликвидировали целые районы с советскими «панельками». Как говорится, «вот и вся любовь» между Пруссией и Россией.
Также на канале: