Возникновение Кальмарской унии Дании, Швеции и Норвегии тесно связано с экономическими, политическими связями этих королевств, схожим менталитетом, религией, языками, а также желанием местной элиты противостоять Ганзе и северогерманским государственным образованиям. Важную роль в процессе объединения сыграла Маргрете Валдемарcдоттер, датская принцесса, регентша, а затем и королева.
В 1363 году она вступает в брак с королём Норвегии и Швеции Хаконом VI. Уже в следующем году шведские аристократы из пронемецкой партии провозглашают своим монархом Альберта, герцога Мекленбурга. В 1375 умирает её отец, и она добивается признания наследником Дании своего сына Олафа Хаконссона в обход претензий на трон мужа её старшей сестры — всё же многое тогда решал государственный совет. В 1380 году уходит из жизни её муж, а в 1387 — семнадцатилетний сын, и она становится единоличной правительницей датско-норвежского союзного государства.
В это же время часть шведской знати, недовольная тем самым Альбертом, просит у Маргрете поддержки, и она решается отправить в Швецию армию, где в феврале 1389 года её признают своей правительницей. Чуть позже Ганза уступила ей Стокгольм, пропитанный "немецким духом" в обмен на привилегии. В 1397 году, в день святой Маргариты, в восточношведском Кальмаре был подписан договор, скрепляющий узы трёх государств. Вскоре там же был созван общий совет знати. Союз предполагал общий отпор врагу, общего монарха. Важным моментом являлось признание региональной суверенности каждой страны и закреплённое право чиновников всех мастей набираться из местного населения. Хотя стоит отметить, что назначение датских священников в шведские и норвежские епископства в 1400-х года подверглось резкой критике. Маргрете сделала королём Дании, а затем и всей унии своего внучатого племянника Эрика, урождённого Богуслава Грифита, наследника Померанского герцогства.
Современные скандинавские историки высоко оценивают её политический талант. Образ правительницы, сдерживающей немецкую угрозу, оказался востребован в непростые для Дании времена. Отношение к королеве у современного ей населения и знати можно описать, как положительное. Она провела денежную реформу, заменив медные монеты на серебряные, вкладывала средства в строительство городов, потворствовала образованию, совершала подвижки в области прав женщин. Часто пишут, что Маргрете была миролюбивой и старалась не вмешиваться в военные конфликты. Частично это так. Когда англичане на её предложение выдать Филиппу Ланкастер за Эрика потребовали присоединиться к Столетней войне, она отказалась, хотя сам брак в итоге был заключён. Сестру Эрика датская властительница выдала в баварский Ноймаркт, в пику северогерманским властителям. Остров Готланд уния получила методом выкупа. Но вот вернуть Шлезвиг, который в Дании считали своим, деньгами не получилось, из-за чего последовал конфликт с Гольштейном. Маргарита умерла 28 октября 1412 года в возрасте 59 лет на борту своего корабля у берегов Шлезвига. Некоторые были уверены, что в могилу её свела не внезапная болезнь, а переживания из-за кончина любовника Абрахама Бродерссона, каштеляна Кальмара. Или же яд, оказавшийся в её организме из-за происков короля Эрика, которому не нравилась её излишняя дипломатичность в начавшемся столкновении. Но это, по большей части, домыслы...
Теперь Эрику Померанскому не мешала его влиятельная родственница. Введение им пошлины за проход через Зундский пролив (Эресунн) в 1429 году обозлило соседей по Балтике. Война 1426-1435 года для унии проходила с переменным успехом, союз Гольштейна, Ганзы и немецких каперов нападал на Копенгаген, разорял Берген и прибрежные города Швеции. По договору 1435 года Шлезвиг оставался за Гольштейном, а ганзейские корабли освобождались от уплаты зундской пошлины. Долгие военные действия подтачивали экономику. В 1434 году началось восстание шведского дворянина Энгельбректа Энгельбректссона. В 1436 году в Норвегии восстал землевладелец Амунд Болт. Хотя бунты и подавили с относительной мягкостью, они указали на сепаратизм на периферии.
В 1439 году государственные советы Дании и Швеции не только отказались признавать наследником унии Богуслава, родственника и ставленника Эрика, который являлся герцогом части Померании, но и низложили самого короля. Непопулярному среди знати монарху пришлось удалиться в свой замок на Готланде, где он ещё десятилетие продолжал бороться с ганзейским флотом. Подходящей кандидатурой на престол сочли Кристофера Виттельсбаха из Баварии, племянника Эрика. Что интересно, Норвегия ещё несколько лет продолжала считать Померанского своим королём.
Автор - Ваня Коберницкий
#коберницкийкат