Китай за последние пару десятилетий построил сотни мостов не только внутри страны, но и на территории других государств. Многие из проектов заслуживают отдельного внимания, ведь нередко при их реализации специалисты из Поднебесной устанавливали очередной рекорд, а то и не один.
Padma Bridge
Относится это и к сооружению через реку Падма протяженностью 6,15 км, которое по последнему показателю стало №1 среди аналогичных объектов в бассейнах рек Ганг-Брахмапутра-Мегхна. К тому же проект признан самым сложным в истории Бангладеш в области строительства. Что касается мирового рекорда, то он связан с погружением свай на глубину до 125,46 м — новый абсолютный показатель при возведении мостов.
Помимо этого, во время стройки применили целый ряд современных материалов (например, цемент сверхтонкого помола) и технологий, благодаря чему двухуровневый Padma Bridge способен выдержать землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера.
Мост состоит из 42 опор и 41 пролета по 150 м. Верхний ярус с четырьмя полосами предназначен для движения автомобилей, а нижний отведен под железную дорогу, которая пока не введена — еще предстоит проложить подъездные пути.
Символ решимости
Открытие дороги через водную преграду примерно в 35 км к юго-западу от Дакки состоялось 25 июня 2022 года. Во время торжественной церемонии премьер-министр страны Шейх Хасина Вазед подчеркнула, что завершение проекта знаменует собой важную веху в истории независимого Бангладеш, став своего рода символом решимости государства и его растущего экономического потенциала.
Значение объекта, связавшего 21 район страны со столицей республики, трудно переоценить. Теперь маршрут между двумя берегами сократится более чем на 100 км. По прогнозам, трафик уже в первый год эксплуатации составит около 20 тыс. транспортных средств в сутки, а к 2025 году превысит 40 тыс. автомобилей.
Отмечается, что мост даст мощный толчок развитию торговли, туризма, промышленности и сельского хозяйства. По оценкам экономистов, к середине столетия вклад объекта в ВВП страны вырастет до 5%.
Десятилетия ожиданий
Построить мост в свое время мечтал еще первый президент Бангладеш шейх Муджибур Рахман, однако работы в этом направлении были прекращены после смерти политика в 1975-м. Вернулись к вопросу уже в 1990-х, а к концу следующего десятилетия началась подготовка необходимой документации. В роли подрядчика должна была выступить канадская SNC-Lavalin Group Inc., а в качестве основного финансового партнера — Всемирный банк.
В итоге, последний в 2012-м неожиданно отказался от участия в кампании, объяснив это тем, что североамериканцы дали взятку правительственным чиновникам в Бангладеш с целью заключения с ними соответствующего контракта. Этому коррупционному скандалу посвящена целая статья в Википедии.
Разумеется, все это отсрочило старт проекта, который изначально предполагалось завершить к 2013 году. В результате, пришлось искать новых подрядчиков. Свои услуги предложила китайская China Railway Group. Причем компания из Поднебесной была готова не только возвести объект, но и выступить в качестве кредитора.
Власти Бангладеш, не желая попадать в долговую ловушку от Пекина, решили ограничиться лишь контрактом на подряд стоимостью почти $4 млрд, а стройку профинансировать из государственной казны. Такой шаг подвергся серьезной критике как со стороны некоторых экономистов, так и оппозиции. Тем не менее строительство было завершено. И для Бангладеш мост стал новым символом, а для Китая очередным успешно реализованным проектом за рубежом.