Найти в Дзене

Марк Ротко: вечные символы жизни

Когда вы говорите "Ротко", вы представляете себе большие картины красочной прямоугольной формы с потертыми краями, горизонтальные, иногда вертикальные, плавающие на цветном фоне. Это наиболее проанализированные, переоцененные и обсуждаемые его работы. Они общаются со зрителем на таком глубоком эмоциональном уровне, что иногда люди плачут, глядя на них. Вечные символы жизни Марк Ротко (1903-1970) был глубоко религиозным человеком, озабоченным основными экзистенциальными темами. На протяжении всей своей творческой жизни он проходил через разные творческие этапы. В своих ранних картинах он хотел изобразить вечные символы “человеческой драмы”, “трагической и вневременной”, которые он видел особенно в мифах древних людей. Возможно, под влиянием Карла Юнга и заинтригованные силой бессознательного и предсознательного, картины Ротко становились все более абстрактными, начиная с 1943 года. Однако примерно в 1947 году он понял, что те, кто смотрит его картины, больше не знакомы с ритуалом и тран
Оглавление

Когда вы говорите "Ротко", вы представляете себе большие картины красочной прямоугольной формы с потертыми краями, горизонтальные, иногда вертикальные, плавающие на цветном фоне. Это наиболее проанализированные, переоцененные и обсуждаемые его работы. Они общаются со зрителем на таком глубоком эмоциональном уровне, что иногда люди плачут, глядя на них.

Марк Ротко, Без названия (фиолетовый, черный, оранжевый, желтый на белом и красном), 1949, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Марк Ротко, Без названия (фиолетовый, черный, оранжевый, желтый на белом и красном), 1949, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Вечные символы жизни

Марк Ротко (1903-1970) был глубоко религиозным человеком, озабоченным основными экзистенциальными темами. На протяжении всей своей творческой жизни он проходил через разные творческие этапы. В своих ранних картинах он хотел изобразить вечные символы “человеческой драмы”, “трагической и вневременной”, которые он видел особенно в мифах древних людей. Возможно, под влиянием Карла Юнга и заинтригованные силой бессознательного и предсознательного, картины Ротко становились все более абстрактными, начиная с 1943 года. Однако примерно в 1947 году он понял, что те, кто смотрит его картины, больше не знакомы с ритуалом и трансцендентным опытом, когда-то распространенным в древних обществах. Абстрактные фигуры его сюрреалистических работ продолжают разрушаться, пока не остается ничего, кроме цветов, стиль, называемый “многоформным”.

Марк Ротко, Многоформный, 1948, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.
Марк Ротко, Многоформный, 1948, Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия.

Отсюда всего один шаг до того, что мы считаем его классическими работами, созданными с 1950-х по 1970-е годы. Кажется, что они достигли высшей степени утонченности в отражении человеческих эмоций с помощью цвета.

Лучший секрет расшифрован

Творческий процесс был сложным, и поэтому Ротко очень скрывал свой метод. Однако хранители произведений искусства смогли расшифровать некоторые из его приемов. Ультрафиолетовые снимки показывают, что каждый слой был сделан из уникальной среды, которая по-разному флуоресцирует. Кроме того, он использовал материалы довольно нетрадиционно. Он использовал очень тонкие слои различных видов краски, разбавленную масляную краску или свои собственные пигменты, смешанные со смолой, и он даже использовал яичную краску. Кроме того, он изменял свойства краски, чтобы получить желаемое время высыхания или вязкость. Ротко также использовал фенолформальдегид, чтобы предотвратить смешивание слоев друг с другом. Каждое произведение искусства отличается в зависимости от состава краски или последовательности слоев.

Марк Ротко, "светло-красный поверх черного", 1957, Тейт, Лондон, Великобритания.
Марк Ротко, "светло-красный поверх черного", 1957, Тейт, Лондон, Великобритания.

Для полного впечатления Ротко попросил кураторов повесить его картины близко к полу и указал, что оптимальное расстояние для просмотра составляет 45 см. На таком расстоянии произведение искусства полностью доминирует в поле зрения. Кажется, что вокруг них нет ничего, кроме цвета, пока полностью не погрузишься в него, чтобы либо потерять себя, либо открыть свое истинное "я". Таким образом, смотреть на настоящего Ротко - это очень интимный и меняющий жизнь опыт. То, как свет взаимодействует с поверхностью, настолько уникально привлекательно. Многослойность создает определенную ауру, которая дает ощущение размышления, медитативного созерцания. Последовательные слои придают его работам различные оттенки и вариации непрозрачности. Это как если бы он выстраивал слои человеческих эмоций и создавал внутренний мир, запечатлевая течение времени с каждым новым применением цвета.

Марк Ротко, № 3 / №13 (Пурпурный, черный, зеленый на оранжевом), 1949, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.
Марк Ротко, № 3 / №13 (Пурпурный, черный, зеленый на оранжевом), 1949, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США.

Универсальный язык, цвет

Прежде всего, каждая картина - это целый мир со своим уникальным смыслом, способный говорить с каждым зрителем. Они общаются с самыми элементарными частями себя, с тем, что служит колыбелью эмоций. Однако человек должен понять это через механизмы своих собственных психологических процессов. В конечном счете, когда мы приходим к пониманию, мы привносим что-то от себя и вкладываем это в картину. Вот почему это имеет разное значение для каждого зрителя.

Глядя на одну и ту же картину, каждый из нас увидит что-то свое, потому что то, как мы воспринимаем цвет, фильтруется нашим восприятием мира, нашим опытом нашей собственной жизни. Цвет глубоко субъективен и тесно связан с нашими воспоминаниями, нашими чувствами, нашими эмоциями и нашими чувствами.Бен Стрит, Марк Ротко на конференции "Взгляд на красное", 2016, Историко-художественный музей, Вена, Австрия.
Марк Ротко, № 61 (Ржаво-синий), 1953, Музей современного искусства, Лос-Анджелес, Калифорния, США.
Марк Ротко, № 61 (Ржаво-синий), 1953, Музей современного искусства, Лос-Анджелес, Калифорния, США.