KPI СБ самая провокационная и спорная тема для обсуждения на сегодняшний день! Не один кубометр копий был сломан в попытке доказывания своей эффективности безопасниками. Так как бизнес справедливо хочет подсчитать эффективность любой функции, которая работает на благо бизнеса, а с СБ такое сделать очень проблематично.
При обдумывании написания этой статьи, первой мыслью было описание удачных примеров, но потом пришло понимание, что удачных примеров единицы, а не логичных десятки. И я сделал вывод, что необходимо разобрать некие кейсы, на мой взгляд, которые вредят бизнесу, а потом попытаться все -таки дать некие универсальные инструменты при создании KPI для моей любимой функции.
Итак начну с самых вопиющих и на мой взгляд нелогичных…
Например, есть показатель эффективности такой как “ количество поданных заявлений в органы внутренних дел”.
Давайте его разберем. По сути, СБ в данном показателе является неким подобием потерпевшего и единственное, что необходимо знать и уметь Сотрудникам службы безопасности в данном показателе, это писать заявления в полицию.
Вопрос: в данном случае, СБ будет интересно искать и предотвращать моменты связанные с потерями? Моменты которые вредят бизнесу? Ведь это тяжело!!! Тут скорее всего будет имитация бурной деятельности так как при подсчете KPI, будет подсчитываться именно количество материалов поданных в полицию. А о чем или о ком такие материалы, история будет умалчивать или все заявления будут объясняться с позиции лозунга “ мы боремся с преступниками”. Если учесть, что с позиции закона - полиция ОБЯЗАНА реагировать на любое заявление поданное гражданином или организацией. Представляете какой негатив будет у полисменов, когда и так в их сложной работе, они будут вынуждены реагировать на такое заявление, у которого и перспективы на возбуждение уголовного дела нет и само напоминает бред. (кстати, справочно – у полиции аналогом KPI служит именно возбуждение уголовного дела на основании рассмотренного материала, это если объяснять примитивно)
Мне встречались такие заявления. Сейчас приведу краткий пример.
Есть Организация, там есть склад. На складе выявлена недостача. И вот наш сотрудник службы безопасности, не разобравшись в причинах возникновения недостачи (потому что это не входит в его KPI), пишет заявление в правоохранительные органы и просит найти злоумышленника. Полицейские, запросят у него пачку документов, справку об ущербе, должностные инструкции и приказы о материально ответственных лицах. А теперь представим, что какой то документ им не будет предоставлен, в результате будет отказной материал и полицейские не накажут никого. А заявление то написано!!! Премию можно получать)) Почему не предоставлен документ, иногда это очень просто… Забыли или не должным образом заключили договор о материальной ответственности и все…. Будет отказ. Или в должностных инструкциях кладовщика не прописали пункт о том, что он отвечает за процесс хранения или еще какой -нибудь неприметный пункт, а для закона он очень важный. Но мы увлеклись складом и процессами, а подкаст посвящен KPI.
Так же есть показатель, “ количество возбужденных уголовных дел” в общем, то это, тоже аналог первого примера.
С разницей только в том, что более внимательно сотрудники СБ будут готовить материалы в правоохранительные органы и постараются не спамить полицию заявлениями. Но тут кроется другой сюрприз. Представьте, что в организации никто не ворует и не мошенничает. Ну от слова совсем. Это ведь именно те составы, которыми занимаются правоохранители. Бедные СБ не выполняют свой КИПИАЙ. Сидят без премии. А получить премию хочется. Что будет? Вопрос риторический. Отвечать на него совсем не хочется. Можно лишь привести пример из новостных лент, когда становится известно о том, как «оборотни в погонах» подкидывают какие -то вещества добропорядочным гражданам. В нашем случае, прогнозирую так называемое «закошмаривание бизнеса», то есть безопасность в желании найти составы уголовных дел, настолько начнет кошмарить бизнес в поиске информации, что непременно пойдет дурная слава об организации и непременно увеличится текучесть персонала, а это серьезные имиджевые потери. Вернемся на несколько мгновений к началу повествования и вспомним, что в этой организации не воруют, но например, очень плохо и некачественно выполняют свои должностные обязанности некоторые функции. То есть, если это производство, то много брака… Организация несет потери. Но состава преступления нет. То есть утрируя, СБ никого в тюрьму не отправляет, но потери в браке растут. Либо на складе увеличился процент неправильных наборок товара. Либо процветает пересорт. Это же не преступление с точки зрения закона. А для бизнеса такие моменты очень и очень чувствительные. Но СБ их рассматривать не будет, так как в этом примере KPI у них только от количества возбужденных уголовных дел.
Давайте рассмотрим третий пример, который очень часто встречается в КИПИАЙ служб безопасности. Например, СБ проверяет кандидатов на трудоустройство в компанию.
Естественно я говорю про законные мероприятия. Так вот, встречается показатель связанный с тем, как качественно проверила СБ кандидата и не натворил ли он что после трудоустройства в компанию в течение определенного срока работы, мы возьмем год.
Вопрос – владеют ли сотрудники служб безопасности экстросенсорными способностями? Кто может предсказать поведение человека в ближайший даже не год, месяц, неделю, час?
Например, успешный выпускник престижного ВУЗА, семьянин и прочие положительные качества, устроился к нам в компанию. Все хорошо, работает. Но вдруг, по прошествию нескольких месяцев, его квартиру, затопил дождь и через его квартиру вода попала к соседу проживающему этажом ниже… Ущерб будет взыскан с нашего сотрудника. То есть он попадает на исковые требования. Так же, его супруга попадает в аварию на семейном автомобиле и разбивает его в хлам. А авто был в кредите. Супруга в больнице, машины нет, долги растут. В результате жизненных обстоятельств у нашего менеджера стресс. Если добавить межсезонье со своими обострениями, то вероятность эмоционального срыва очень велика. Добавить к этому, что в среде менеджмента не особо принято делиться негативом, то наш сотрудник переживает это все внутри себя. Предпосылки к негативным действиям очень серьезные. И вот происходит срыв. Психологический или криминальный, сейчас это не важно. Важно, что в результате стечения обстоятельств наш сотрудник безопасности остается без премии. KPI не выполнен. Насколько такой показатель логичен? Мог ли наш безопасник повлиять на то, что не пойдет дождь?) Не мог.
Ну хватит примеров, перейдем к сути статьи.
Мы с вами понимаем, что KPI можно назначать исключительно только за те процессы, на которые субъект может повлиять реально! А в связи с этим, нам необходимо понимание сути функции безопасности бизнеса. По своей сути, служба безопасности ничего не производит и ничего не продает, кроме страха. Если СБ будет работать для бизнеса, то функция будет обязана реагировать на выполнение, а точнее на некачественное выполнение другими функциями своих бизнеспроцессов. Итак, мы с вами пофантазируем и как пример возьмем взаимодействие с такой функцией, как «обслуживание инфраструктуры», везде она может называться по-разному. Я же имею в виду инженерную функцию. Так вот, если есть KPI этой функции, то почему бы СБ не помогать этой функции в рамках качественного выполнения своих обязанностей. Повторяю, пример абстрактный, и не является истиной в последней инстанции. Если выбрать несколько важных показателей от «инженерной функции» и замерить их показатели до и после включения мониторинга со стороны Службы безопасности, то через какое то время мы увидим положительный результат. Контроль за расходованием бюджета компании, проверками работы управлений, технических служб, отделов и подрядных организаций все это с легкостью может анализироваться СБ и при правильном применении своих способностей нас ждет улучшение эффективности функции. Конечно, на это взаимодействие необходимо потратить время и силы.
Мне встречались моменты противодействия от сотрудников функции безопасности, выраженные в элементарном непонимании работы с бизнес процессами. Проведя обучение таких сотрудников, иногда из самых сильных скептиков, я получал самых эффективных представителей СБ про бизнес. Доказывающих фактическим результатом, что СБ может контролировать правильное выполнение бизнеспроцессов и KPI СБ можно привязать к этому.
Например в магазинах некоторых ритейлеров - KPI СБ не привязан к количеству жуликов которых поймал сбшник, он же не имеет права это делать. А вот к уровню потерь привязан. И СБ в магазинах понимает, что потери можно снизить если все работники будут выполнять свои обязанности согласно бизнеспроцессам. А так же, если все выполняют свой функционал правильно то и вырастет товарооборот. Поэтому вектор работы СБ в ритейле, больше направлен на работу с людьми выполняющими бизнеспроцессы.
Итак, если подвести краткое резюме, то KPI СБ легко можно привязать к KPI практически большинства функций и оказывая косвенное влияние на эти функции, СБ положительно воздействует на выполнение показателей или выявляет причины, почему показатели не выполняются. Тем самым СБ помогает бизнесу быть эффективным и прибыльным, а это еще один показатель KPI, а именно EBITDA. Полагаю, что это один из самых важных показателей. Но самый интересный и интригующий момент в этой статье, а может ли реально ваша сб помогать бизнесу? Имеет ли она должные умения? Об этих умениях, мы с вами поговорим в следующих статьях!!!
#KPI #sbprobiz #системы безопасности #корпоративная безопасность #безопасность это #кочанов