Вчерашний день принёс мне замечательное открытие в виде шикарного китайского полнометражного фильма "Планета зверей" (2018). Большое спасибо за рекомендацию коллеге по китаефандому и автору группы ВК Красота и сказка! Кино на вечер оказалось ну прямо полностью в моём вкусе!
"Планета зверей" - это не про космос, и ни одного зверя (по крайней мере, реально существующего) там не показывают. Фильм создан по мотивам японской манги "Кайдзи" (есть также одноимённое анимэ), развивающей популярную нынче тематику игр на выживание. Да, это все вышло ещё до "Игры в кальмара", и уже тогда тема не была особенно свежей и оригинальной. Должник, которого преследуют финансовые неудачи, решает попытать счастья в некой рискованной подпольной игре. Впрочем, ему не оставляют особого выбора. В общем, самое интересное тут не столько в тематике и сюжете, сколько в режиссерской подаче.
Режиссёра зовут Хань Янь, и это имя определённо стоит запомнить. Довольно молодой и невероятно креативный. Смешайте в равных пропорциях "Запрещённый приём", "Людей в чёрном", "Дэдпул", полнометражную версию анимэ "Клинок, рассекающий демонов", добавьте щепотку "Оно" (клоунский грим), мрачных интерьеров в стиле "стимпанк" и леденцово-ярких цветовых акцентов - и вы получите примерное представление о режиссерском и визуальном стиле Хань Яня. Есть в нем что-то даже от фантасмагорий Терри Гиллиама.
Этот же режиссёр, кстати, снял один из самых успешных фильмов 2021 года, "Маленький красный цветок". Я все не решалась его посмотреть, но теперь, наверное, соберусь.
Вообще, сравнивая современное китайское полнометражное кино, даже вполне коммерческой направленности, с западным, я прихожу к не самым лестным для Голливуда выводам. В китайском кино чувствуется энергия творческого подъема и, несмотря на якобы свирепую цензуру, свобода режиссерского самовыражения. В голливудских фильмах в последнее время свободы этой становится все меньше. Жёсткие сценарные клише, недостаток творческих идей, необходимость впихнуть "повестку" - все больше зрителей замечают эти проблемы голливудского мэйнстримного кино. А китайцы, например, могут, не стесняясь, взять бывшие в употреблении западные (и не только) киноидеи и искусно смешать из них совершенно новый коктейль со свежим и оригинальным вкусом. Тем более технические возможности теперь позволяют им реализовать практически любую, даже самую дикую фантазию.
Эти возможность Хань Янь использует на полную катушку. У главного героя необычное психическое отклонение: когда он волнуется, то вместо людей начинает видеть ужасных монстров. И - о боже - как же шикарно это снято!!! Может быть, меня поймут, только любители фантастики и ужасов, но когда человек на глазах у изумленной публики превращается в инопланетного монстра - и превращение происходит не как-то там дискретно, рывками, а безупречно гладко и последовательно - я в такие моменты останавливала видео и просто визжала от восторга. Креативность, помноженная на техническое совершенство!
Спецэффекты для фильма , кстати, делала известная новозеландская компания, которая в свое время работала над "Властелином колец". В общем, эпизоды, когда свирепый клоун крошит в капусту фантастических монстров, истекающих ярким "клюквенным соком" всех цветов радуги, могут, конечно показаться бредом сумасшедшего, но фишка в том, что они и есть бред сумасшедшего😆.
А уж насколько эффектно они смотрятся на большом экране, могу себе представить! Фильм вроде бы даже выходил где-то в наших кинотеатрах (судя по тому, что есть афиша на русском языке). Но где, я не знаю. И явно без всякой рекламы. А с должной рекламой он мог собрать очень даже неплохую кассу! В Китае-то он стал самым кассовым фильмом того года, собрав 510 миллионов юаней.
Конечно, режиссёр (он же и автор сценария) по-своему переосмыслил первоисточник. Оригинальный персонаж манги, насколько я поняла, не имел психических отклонений. У героя фильма они возникли тоже не без причины - и причиной, как мы видим в последних кадрах, стала та же таинственная организация, что позже затянула его в игру. Кстати, об игре. Не знаю, как в манге, а в фильме игра представляет собой усовершенствованную версию старой доброй азиатской игры "камень, ножницы, бумага". В неё дети играют каждый день даже у нас, казалось бы, какое отношение она может иметь к жестоким играм на выживание? Однако при желании можно использовать и её. Камень, ножницы и бумага - три типа карт, которые используются в игре, и количество карт каждого из типов ограничено.
Оно отображается на табло, которое видят все участники. Поэтому становится возможным подсчитать примерное количество карт каждого типа у конкретных игроков. Эта задачка задействует интеллектуальные способности зрителя. Не говоря уж о непосредственных участниках игры. Визуализация интеллектуальных процессов, связанных с игрой, - это просто отдельный повод для восторга. Когда герои обдумывают план действий, зритель видит на экране воображаемые партии и их результаты.
Но сама по себе игра слишком проста, чтобы определить, кто по окончании её останется в безопасности, а кого постигнет страшная участь, о которой ходят только слухи. Поэтому после окончания игры у оставшихся игроков есть возможность выкупить товарищей, оказавшихся в "темной комнате" для проигравших (больше похожей на баню). И вот тут наступает момент истины. Кто человек, а кто зверь на этой странной планете, которая на самом деле всего лишь корабль, плывущий в океане?
Я читала, что режиссёр выбрал название "Планета зверей" (или даже "В мире животных", можно и так перевести), имея в виду, что в том мире, в котором находятся участники игры, правят животные инстинкты. Поскольку окончательный проигрыш означает смерть (или участь, которая хуже смерти), каждый участник сражается за личное выживание. И это, безусловно, животный инстинкт. Однако уже к середине игры становится ясно, что игрокам, чтобы выжить, необходимо объединяться. И это тоже звериный инстинкт, который заставляет примкнуть к тому, кто кажется сильнее, чтобы получить надежду на выживание в его тени.
Но чуть забрезжит надежда на то, что выжить можно и самостоятельно, как "стая" рассыпается на отдельные эгоистичные элементы. Тут, мне кажется, режиссёр зря обидел невинных зверушек. Их инстинкты гораздо дальновиднее, чем наивные происки участников игры. Если уж инстинкт велит создать стаю и следовать её законам, то зверь по этим законам и живёт. А человек вроде бы разумный каждую минуту норовит что-то выгадать для себя. Но достоин ли он после этого называться человеком? Или даже зверем?
Мораль китайских кинематографистов проста. Герой, который, даже будучи сумасшедшим, оказывается наиболее человечным (и при этом самым хитрым, что греха таить) из всех участников, выходит из игры невредимым. И продолжает ухаживать за своей подругой в своём фирменном сумасшедшем стиле. Выживание - дело коллективное, неважно, понимаешь ты это или нет. Уж что-что, а это наш герой понимает, поэтому и выжил в игре. Однако, судя по сценам после титров, эта игра была у него не последняя. Создатели фильма заявляют, что продолжение следует, однако вот уже четыре года прошло а продолжения пока не видно.
Что касается актёрского состава, то тут ставка была сделана на привлечение международной аудитории с помощью голливудской мегазвезды - Майкла Дугласа. И неважно, что ему хорошо за 70. Для роли злодея, управляющего смертельно опасной игрой, возраст не помеха. Как видим, и в российской афише акцент сделан именно на нем. А между тем и в главных ролях далеко не ноунеймы, хотя нашему массовому зрителю они вряд ли знакомы (ну наш массовый зритель из китайцев знает максимум Джеки Чана, что греха таить).
В самой главной роли - Ли Ифэн. С самых первых кадров видно, насколько он тут хорош. Неудачник, сумасшедший клоун, неожиданно - гений расчёта (тут хочется спросить: если ты такой умный, почему ты такой бедный?). Он великолепен, конечно, вот что хорошая полнометражка с актёром делает! Или актёр с ней... Но тут уж спасибо режиссёру и кастинг-директору. Его подруга-медсестра - неизменная звезда последних лет, Чжоу Дунъюй (и как она везде успевает?). Она настолько отличается от типичной китайской сериальной актрисы, что я в некотором замешательстве и затрудняюсь охарактеризовать её игру. Но её роль на самом деле небольшая.
Более значительная роль у очень интересного актёра по имени Су Кэ (ой, ну прям говорящее имя😆: ему прекрасно удаются отрицательные персонажи). Я видела его в роли аморального убийцы, а здесь он играет роль жулика, пытающегося кинуть всех игроков разом. К главным также относится роль приятеля главного героя, из-за которого он и попал во всю эту историю. Эту роль играет актёр Цао Бинкунь, весьма убедительно. Во множестве эпизодических ролей задействованы самые разные актёры, в том числе и европейской внешности, ведь на корабле "Судьба" царит полнейший интернационал.
В общем, я очень рада, что посмотрела это кино. Ещё один экземпляр в мою копилочку китайских кассово-мейнстримных и в то же время отчётливо режиссерских фильмов. Пока что китайским режиссёрам удаётся соблюдать этот баланс, и дай Бог, чтобы удавалось как можно дольше.
Как обычно, жду комментариев и активного обсуждения от всех смотревших и не смотревших!
#китайское кино #китайские фильмы #обзоры фильмов