Занятия, разумеется, для детей нужны и важны. А для ребят с особенностями развития - тем паче. А если уж родителю удалось пройти через все квесты сбора бумаг и хождений по инстанциям ради того, чтобы ребенку досталось место в бесплатном спецучреждении, где с ребенком будут работать и психологи, и медики, и педагоги - так это вообще замечательно.
В таком учреждении работаю сама, так сказать "в культ-массовом секторе". Ведем с коллегами из отдела кружковые занятия и мероприятия. Занимаемся с особенными детьми ежедневно, как собственно и другие специалисты: психологи, логопеды, дефектологи и прочие.
И, ясное дело, что во главе угла здесь стоит тот самый Его Величество Индивидуальный Подход. А как иначе?
Просто индивидуальный или совсем индивидуальный?
А вот здесь возникают вопросы.
Индивидуальная программа работы с ребенком - у каждого родителя существует, и разработана она не кем попало, а знающими специалистами из "высоких" инстанций. Там четко расписано, в каких процедурах и занятиях ребенок нуждается и в каком количестве.
- Например, какому-нибудь ребенку с ЗПРР очень нужны занятия в сенсорной комнате. А ввиду зрительных нарушений ему категорически противопоказаны занятия на компьютере.
- Или в крайней степени гиперактивный ребенок... да, занятия по ЛФК ему нужны как воздух, а вот с некоторыми плюшками из сенсорной комнаты - придется подождать. Все эти "сверкалки-мешалки" и интерактивные самолетики на полу могут его не то что не успокаивать, а наоборот, раззадоривать! А кто потом понесет ответственность, если он в порыве своего задора разнесет в щепки все это дорогущее оборудование? Ясное дело, кто... (не он и не его родители, и даже не те, кто рекомендовал ему эти занятия).
Или вот еще какая индивидуальность?
Понятно, не каждый ребенок с охотой идет на какое либо занятие с педагогом (индивидуальное, между прочим). И тут тоже, "индивидуальничество" (простите, но вот такое слово) начинается с самого порога:
Кому-то из ребят педагог может просто сказать с улыбкой: "Здравствуй, Сережа". А другого - нужно непременно встретить с хлебом-солью на рушнике и поклониться. Без поклона педагога - не пойду в кабинет, мне нужен индивидуальный подход! И не забудьте, поклон не выше дверной ручки, а калач - непременно с башенками! Да, моя индивидуальная потребность - вот такая!
Конечно, утрирую, но это пресловутое словосочетание "индивидуальный подход" некоторые родители (как хорошо, что их не очень много) воспринимают именно в таком духе. Так же как и педагогов с медиками, несправедливо нареченными "обслуживающим персоналом" или еще хуже - просто "обслугой".
А теперь - о противоречии из названия
Пока только об одном, чтобы статья не получилась слишком длинной.
На этот раз, это будет не Сережа, а вполне реальный мальчик Артем, который время от времени приезжает с мамой к нам в учреждение на трехнедельный курс.
Артем
Мальчику почти 4 года, ЗПР, обращенную речь понимает лишь частично, с простыми тестами - самостоятельно не справляется. Неусидчивый, плаксивый, часто - агрессивный.
Занятия с дефектологом:
Зная, что за Артема всё-всё делает мама, вплоть до застегивания липучки на тапке, дефектолог рекомендует маме оставить мальчика с ней наедине и пойти отдохнуть в коридорчике.
Мама: "Эээй, да вы чего! Он же еще маленький, ему и четырех лет нет! А мы - не садиковые, испугаемся!"
Но ведь начинать когда-то надо! И, к тому же, мама - за дверью, в случае чего - всегда можно позвать. А потом что? И в 40 лет будем мамку за юбку держать?
Занятия на компьютере:
Ввиду наличия у мальчика определенных отклонений, не было в индивидуальной программе Артема рекомендаций для занятий с компьютером. Но сам-то по себе Артем любит компьютер! Вот и огорчается мама:
- "Эээй, вы почему не дали нам компьютерные уроки? У наших соседей по палате - есть, а у нас - нет!"
- "Комиссия посчитала, что Артему еще рановато посещать такие занятия" - говорит заведующая, отвечающая за коррекционные занятия.
- "Как это рановато? - возмущается мама, - он же не малыш, ему уже почти 4!"
Вот и пойми, кто прав, а кто - "лев"...
Ну а с нашего кружкового отдела - взятки гладки, обычно у нас в кабинете - толпа, поэтому мама туда просто не поместится, а Артем - и не против посидеть в дружной компании и приклеить пару кирпичиков к картонному домику. Все для пользы.
Вам, дорогие читатели, больше удачи и приятных моментов, всем-всем!
поддержать автора:
Буду признательна за визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ
#учителяидети #учителяиродители #педагогика #особенныедети #индивидуальныйподход