Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 23

Подборка фотографий Советской авиации.

1. Самолет Ан-2 в Гагинском аэропорту

Ан-2 СССР-А1100 Горьковская область, с. Гагино. Фотография из фондов Гагинского районного краеведческого музея
Ан-2 СССР-А1100 Горьковская область, с. Гагино. Фотография из фондов Гагинского районного краеведческого музея

Самолет Ан-2 СССР-А1100 в аэропорту села Гагино, Горьковской области. Фотография сделана в 1957-1959 годах.

Этот самолет с заводским номером 17247308 был произведен в 1957 году на Киевском авиационном заводе. Ан-2 сразу поступил в Приволжское территориальное управление ГВФ, где эксплуатировался в 148-м авиаотряде в Горьком. Самолету был присвоен опознавательный знак СССР-Л1100, хотя на сам самолет был нанесен – СССР-А1100.

В 1958 году самолету был присвоен опознавательный знак нового образца СССР-01100. Ан-2 СССР-01100 пролетал до 1972 года, пока не был списан 19 декабря по износу.

О географии полетов на самолете Ан-2 в Горьковском авиаотряде на «ВГТРК «Россия» - Нижний Новгород // НТР» В 2013 году писали следующее:

У многих жителей, которые родились и выросли еще в Горьковской области, вид этого здания может вызвать ностальгию. В Советское время услугами местных авиалиний пользовались до 500 человек ежедневно, билет на самолет стоил всего 4 рубля, а на автобус 2,5 рубля. От желающих слетать к бабушке в Кулебаки или Гагино не было отбоя, некоторые летали по нескольку раз в день. Кукурузники каждый день были полны людьми. Летчик Владимир Молодняков не один десяток лет пролетал на «АН-2». Летать приходилось по 4 раза в день в одном направлении. В парке местных авиаперевозок было больше 50 «Кукурузников». Людей перевозили в Варнавино, Ветлугу, Спасское, Гагино, Болдино - тогда работал 21 аэродром по всей области

2. В Анадырском аэропорту

Ил-14М СССР-91600 Чукотский национальный округ, Анадырь, 1959 год. Фотография из фондов Магаданского областного краеведческого музея
Ил-14М СССР-91600 Чукотский национальный округ, Анадырь, 1959 год. Фотография из фондов Магаданского областного краеведческого музея

Пассажирский самолет Ил-14М СССР-91600 в Анадырском аэропорту в 1959 году. Этот самолет 1956 года постройки с ноября того же года эксплуатировался в Западно-Сибирском ТУ ГВФ в 114-м авиаотряде в Новосибирске. В мае 1959 года авиалайнер передали в 185-й авиаотряд в Магадан. В октябре 1974 года Ил-14М СССР-91600 вернулся обратно в Восточно-Сибирское управление гражданской авиации, где он пролетал три года, пока не был списан 30 ноября 1977 года по отработке назначенного ресурса

3. Кукурузники из Артема

По-2 Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2 Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2Л Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2Л Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2Л Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2Л Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2 Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа
По-2 Приморский край, Артем, 1940-1950-е годы. Фотография из фондов Историко-краеведческого музея Артемовского городского округа

Самолеты По-2 в аэропорту города Артем. С 1934 года самолеты У-2 выполняли регулярные полеты из аэропорта города Артем, была создана санитарная авиация. В послевоенные годы самолеты По-2 нашли широкое применение на авиационно-химических работах и прибрежной разведке рыбы, в обслуживании геологов и патрулировании лесов.

4. Первая пчелка из Арсеньева на лыжном шасси

Ан-14А СССР-81550 Приморский край, Арсеньев, 1965-1966 года. Фотография из фондов Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Ан-14А СССР-81550 Приморский край, Арсеньев, 1965-1966 года. Фотография из фондов Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Первая серийная пчелка – Ан-14А СССР-81550. Самолет был построен на авиазаводе в Арсеньеве в апреле 1965 года. 8 мая 1965 года первый серийный Ан-14А совершил свой первый полет. Самолет пилотировал летчик-испытатель В.А. Калинин.

Самолет участвовал в испытательных программах. Был запечатлен на рекламных фотографиях. На фотографии испытания Ан-14А СССР-81550 на лыжном шасси.

В дальнейшем с Арсеньева, самолет Ан-14А СССР-81550 перебазировался в Киев в Гостомель. Пролетал он там недолго. 15 марта 1967 года Ан-14А СССР-81550 был разбит в аварии во время испытательного полета...

5. В Петрозаводском аэропорту Ил-14М СССР-91506

Ил-14М СССР-91506 Карелия, Петрозаводск, 1961 год. Автор фотографии © Николай Алексеевич Успенский, из фондов Национального музея Республики Карелия.
Ил-14М СССР-91506 Карелия, Петрозаводск, 1961 год. Автор фотографии © Николай Алексеевич Успенский, из фондов Национального музея Республики Карелия.

Прибытие рейсового самолета Ил-14М СССР-91506 в Петрозаводской аэропорт в 1961 году. Самолет совершал пассажирский рейс по маршруту Мурманск – Ленинград.

Этот самолет Ил-14М пролетал в Ленинградском авиаотряде с 1957 по 1975 год, пока не был списан 4 апреля 1975 года по отработке общего технического ресурса.

6. Второй пилот

Т.И. Овчаренко, Магадан, март 1976 года. Автор фотографии © Ярослав Иванович Юрцуняк, из фондов Магаданского областного краеведческого музея
Т.И. Овчаренко, Магадан, март 1976 года. Автор фотографии © Ярослав Иванович Юрцуняк, из фондов Магаданского областного краеведческого музея

Т.И. Овчаренко, делегат ХХV съезда КПСС, второй пилот самолета ИЛ-18 Магаданского авиапредприятия

7. Прототип вертолета Ка-18 СССР-Л0005

Ка-18 СССР-Л0005. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Ка-18 СССР-Л0005. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Ка-18 СССР-Л0005. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России
Ка-18 СССР-Л0005. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России

Один из прототипов Ка-18 с бортовым номером СССР-Л0005. Вертолет участвовал в испытаниях, был запечатлен на многочисленных рекламных снимках. Был окрашен в цветовую схему с преобладанием красного цвета. Один из самых известных вертолетов Ка-18. На мой взгляд на фотографиях, второй прототип.

8. Курсант А.Н. Щербань и его Як-18А

Як-18А СССР-82872, Сасово, 1964 год. Фотография из фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского
Як-18А СССР-82872, Сасово, 1964 год. Фотография из фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского

Курсант Сасовского летного училища ГВФ А.Н. Щербань, в кабине самолета Як-18А СССР-82872 в 1964 году.

После списания опознавательный знак этого Як-18А был повторно присвоен самолету Ан-2 СССР-82872 с 1976 по 1987 году пролетавшему в интересах Северо-Кавказского УГА.

9. Доставка грузов вертолетами

Ми-6А СССР-21040 Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Фотография из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского
Ми-6А СССР-21040 Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Фотография из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского

Доставка грузов вертолетами Ми-6 в поселок Харасавэй. На фотографии запечатлен взлет вертолета Ми-6А СССР-21040. Этот вертолет был построен в 1976 году на вертолетном заводе в Ростов-на-Дону.

С октября 1976 года Ми-6А СССР-21040 эксплуатировался в Тюменском управлении гражданской авиации. Изначально вертолет базировался в Плеханово, в дальнейшем в 1978 году был перебазирован в Салехард. Вертолет Ми-6А RA-21040 был потерян в июле 1994 года из-за пожара. Несмотря на то, что вертолет практически полностью был уничтожен огнем, его экипаж не пострадал.

10. Герой Социалистического труда

А.П. Помелов, Новосибирск, Толмачево. Фотография из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея
А.П. Помелов, Новосибирск, Толмачево. Фотография из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея

Герой Социалистического труда, командир летного отряда Толмачевского авиапредприятия А.П. Помелов в кабине самолета Ту-104.

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...