Подборка фотографий Советской авиации.
1. Самолет Ан-2 в Гагинском аэропорту
Самолет Ан-2 СССР-А1100 в аэропорту села Гагино, Горьковской области. Фотография сделана в 1957-1959 годах.
Этот самолет с заводским номером 17247308 был произведен в 1957 году на Киевском авиационном заводе. Ан-2 сразу поступил в Приволжское территориальное управление ГВФ, где эксплуатировался в 148-м авиаотряде в Горьком. Самолету был присвоен опознавательный знак СССР-Л1100, хотя на сам самолет был нанесен – СССР-А1100.
В 1958 году самолету был присвоен опознавательный знак нового образца СССР-01100. Ан-2 СССР-01100 пролетал до 1972 года, пока не был списан 19 декабря по износу.
О географии полетов на самолете Ан-2 в Горьковском авиаотряде на «ВГТРК «Россия» - Нижний Новгород // НТР» В 2013 году писали следующее:
У многих жителей, которые родились и выросли еще в Горьковской области, вид этого здания может вызвать ностальгию. В Советское время услугами местных авиалиний пользовались до 500 человек ежедневно, билет на самолет стоил всего 4 рубля, а на автобус 2,5 рубля. От желающих слетать к бабушке в Кулебаки или Гагино не было отбоя, некоторые летали по нескольку раз в день. Кукурузники каждый день были полны людьми. Летчик Владимир Молодняков не один десяток лет пролетал на «АН-2». Летать приходилось по 4 раза в день в одном направлении. В парке местных авиаперевозок было больше 50 «Кукурузников». Людей перевозили в Варнавино, Ветлугу, Спасское, Гагино, Болдино - тогда работал 21 аэродром по всей области
2. В Анадырском аэропорту
Пассажирский самолет Ил-14М СССР-91600 в Анадырском аэропорту в 1959 году. Этот самолет 1956 года постройки с ноября того же года эксплуатировался в Западно-Сибирском ТУ ГВФ в 114-м авиаотряде в Новосибирске. В мае 1959 года авиалайнер передали в 185-й авиаотряд в Магадан. В октябре 1974 года Ил-14М СССР-91600 вернулся обратно в Восточно-Сибирское управление гражданской авиации, где он пролетал три года, пока не был списан 30 ноября 1977 года по отработке назначенного ресурса
3. Кукурузники из Артема
Самолеты По-2 в аэропорту города Артем. С 1934 года самолеты У-2 выполняли регулярные полеты из аэропорта города Артем, была создана санитарная авиация. В послевоенные годы самолеты По-2 нашли широкое применение на авиационно-химических работах и прибрежной разведке рыбы, в обслуживании геологов и патрулировании лесов.
4. Первая пчелка из Арсеньева на лыжном шасси
Первая серийная пчелка – Ан-14А СССР-81550. Самолет был построен на авиазаводе в Арсеньеве в апреле 1965 года. 8 мая 1965 года первый серийный Ан-14А совершил свой первый полет. Самолет пилотировал летчик-испытатель В.А. Калинин.
Самолет участвовал в испытательных программах. Был запечатлен на рекламных фотографиях. На фотографии испытания Ан-14А СССР-81550 на лыжном шасси.
В дальнейшем с Арсеньева, самолет Ан-14А СССР-81550 перебазировался в Киев в Гостомель. Пролетал он там недолго. 15 марта 1967 года Ан-14А СССР-81550 был разбит в аварии во время испытательного полета...
5. В Петрозаводском аэропорту Ил-14М СССР-91506
Прибытие рейсового самолета Ил-14М СССР-91506 в Петрозаводской аэропорт в 1961 году. Самолет совершал пассажирский рейс по маршруту Мурманск – Ленинград.
Этот самолет Ил-14М пролетал в Ленинградском авиаотряде с 1957 по 1975 год, пока не был списан 4 апреля 1975 года по отработке общего технического ресурса.
6. Второй пилот
Т.И. Овчаренко, делегат ХХV съезда КПСС, второй пилот самолета ИЛ-18 Магаданского авиапредприятия
7. Прототип вертолета Ка-18 СССР-Л0005
Один из прототипов Ка-18 с бортовым номером СССР-Л0005. Вертолет участвовал в испытаниях, был запечатлен на многочисленных рекламных снимках. Был окрашен в цветовую схему с преобладанием красного цвета. Один из самых известных вертолетов Ка-18. На мой взгляд на фотографиях, второй прототип.
8. Курсант А.Н. Щербань и его Як-18А
Курсант Сасовского летного училища ГВФ А.Н. Щербань, в кабине самолета Як-18А СССР-82872 в 1964 году.
После списания опознавательный знак этого Як-18А был повторно присвоен самолету Ан-2 СССР-82872 с 1976 по 1987 году пролетавшему в интересах Северо-Кавказского УГА.
9. Доставка грузов вертолетами
Доставка грузов вертолетами Ми-6 в поселок Харасавэй. На фотографии запечатлен взлет вертолета Ми-6А СССР-21040. Этот вертолет был построен в 1976 году на вертолетном заводе в Ростов-на-Дону.
С октября 1976 года Ми-6А СССР-21040 эксплуатировался в Тюменском управлении гражданской авиации. Изначально вертолет базировался в Плеханово, в дальнейшем в 1978 году был перебазирован в Салехард. Вертолет Ми-6А RA-21040 был потерян в июле 1994 года из-за пожара. Несмотря на то, что вертолет практически полностью был уничтожен огнем, его экипаж не пострадал.
10. Герой Социалистического труда
Герой Социалистического труда, командир летного отряда Толмачевского авиапредприятия А.П. Помелов в кабине самолета Ту-104.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует...