Вы читали, что BMW хочет ввести подписку на подогрев руля, вентиляцию сидений? У меня у самого эта инициатива вызвала негодование и скепсис. Я уже простил им передний привод, но прощать подписку на опции – это уж извините.
Но я подумал: может, история повторяется? Ведь когда-то в образовательном бизнесе мы выпускали учебные фильмы на DVD, но через какое-то время выручка упала – как и у многих в этой сфере. Очевидно, что отрасль менялась, но кто и что был источником этих изменений, на тот момент было неочевидно. В общем, было ощущение лягушки, которую варят на медленном огне: вроде, можно терпеть, но что-то явно не так. Смежная с нами музыкальная индустрия, кстати, тоже жестко страдала от ворующего всё интернета и набирающего обороты Apple Store.
Явно не был лягушкой, которую варят на медленном огне Рид Хастингс, сооснователь Netflix. Наблюдать его стремительный взлет я начал еще в 2012 году (боже мой, уже 10 лет прошло!). В 2012 году Netflix, начихав на мнение клиентов и партнёров, сделал ставку на онлайн-трансляции. Причем, по мнению Хастингса, они должны были взять на себя 50% дохода. И я скажу больше: Рид Хастингс сформировал такое видение компании в 1997-м. Блин, чтобы ты понимал всю абсурдность (или дальновидность) ситуации: на тот момент клиенту пришлось бы скачивать фильм по модему 4 месяца.
Конечно, в течение 10 лет это видение никак не подтвердилось и всё говорило о том, что идея абсурдная. Это насколько надо быть повернутым, когда тебе рынок кричит, что ты делаешь ерунду, а ты продолжаешь?! И насколько грамотно выстроить стратегию и глубоко проанализировать закономерности, чтобы поймать тот момент, когда пора перебросить все ресурсы на то, во что веришь только ты, а другие – нет. Больше половины клиентов отказались от подписки по новым условиям, как и сейчас многие владельцы BMW грозятся больше не покупать их машины. Но Хастингс следовал по намеченной траектории, в итоге в 2012 году 60% процентов подписок Netflix идет в новом, перспективном формате. В итоге компания Netflix стала стремительно расти и вошла в состав самых дорогих бизнесов в мире.
Причем миллиардер-предсказатель придумал эту модель бизнеса (не поверишь) при решении задачи по информатике. В ней нужно было рассчитать передающую мощность фургона, который перевозит через всю страну магнитные ленты с данными (спойлер: задача в конце этой публикации). Без шуток, такой подход до сих пор используют крупнейшие операторы хранилищ данных. Образ фур с магнитными лентами формирует видение такого неосязаемого предмета, как виртуальные данные. К тому же возить данные фурами значительно быстрее и дешевле, чем передавать даже по самым мощным каналам связи.
Конечно, мы все ограничены своим жизненным опытом, и некоторые вещи, без которых мы не представляем жизни сегодня, вчера казались невозможными. Но даже это «невозможно» есть способ переломить, если у тебя есть нужные знания.
ВОЛШЕБНАЯ ЗАДАЧА ХАСТИНГСА
А теперь предлагаем и тебе решить бизнес-задачу на загрузку фургона. Вдруг придёт мысль о создании крутого бизнеса. У тебя есть парк в 25 фургонов, каждый из них вмещает 25 тыс. видеокассет, которые оптом продаешь по цене 25 долларов. С их помощью при полной загрузке авто тебе удается зарабатывать 25 млн выручки ежемесячно. Особенность этого бизнеса в том, что количество перевозок одним автомобилем увеличить нет возможности, так как это стандартный маршрут через всю страну. Надо искать другие варианты роста бизнеса.
Ты решил перейти на торговлю DVD-дисками по оптовой цене 35 долларов. Что хорошо, их в фургон помещается 35 тыс. Также ты расширил парк до 35 фургонов. Сколько выручки ты теперь потенциально получишь при полной загрузке авто? Оправдано ли это решение, если прибыль с кассет 35% от продаж, а с DVD только – 25%? Какая будет прибыль если всё удастся?