Когда 2 занятия с детьми, с однаковыми вроде бы нарушениями речи, идут один за другим, очень интересно сравнивать их между собой. Два мальчика, одного возраста, начали заниматься незадолго до 2х лет. Один на 1м занятии произносил только 1е слоги отдельных слов, другой произносил что-то нечленораздельное и лепетное типа "ауауамамам". 1й сразу начал повторять движения и звуки во время логогимнастики с сушками, 2й не повторял ничего, но давал выполнять движения пассивно, т. е. я брала его руку в свою и выполняла упражнения.
1му трудно было перевернуть стаканчики, или собрать пирамидку - абака с кистевым переворотом. Но он очень смекалисто брал игрушки в 2 руки и пробовал выполнить задание по-своему. 2й малыш тоже не мог надеть шапки на гномиков человечков, и фигурки на пирамидку - абака. А еще сушки надевал на остов пирамидки, а кольца от пирамидки раскладывал в ряд, или надевал кольца на 1 остов пирамидки, когда он уже закончился, не переходил на другие. Оба малыша раскладывали пирамидки разных цветов с небольшой помощью.
1й может говорить простые по слоговой структуре слова, деля их на слоги, 2й любит сложные слова, типа клубок, лампа и тд. Глаголы произносит в неопределённой форме. 1й малыш любит рамки вкладыши и пирамидки, 2й палочки и машинки. 1й малыш любит песок, 2й очень аккуратно относится к песку. Сыпучие материалы кофе, фасоль и тд. Набирает в ладоши и относит маме. Сейчас научились играть в сыпь, сыпь стоп. 1й начал говорить - Я, со вторым пока не получается. С 1м я думала, что пойдёт быстрый прогресс, но мы сидим на коротких словах и фразах, хотя прогресс, конечно есть, но хотелось бы "ап и все сразу". 2й как будто "отморозился" простите меня за такое слово. И стал очень быстро наращивать активный словарь, хорошо выгаваривая длинные слова. Инфинитив меня только смущает. Хотя учим мы глаголы в повелительном наклонения. С обоими малышами мы занимаемся по разному. С 1м слоговой структурой и программой движений. Со 2м малышом большое внимание уделяю подражанию и мотивированию. Обоим малышам надо было по принятой классификации поставить ЗРР (задержка речевого развития). Но какие они разные.
Как пишут в фильмах любые совпадения случайны. Что-то изменила в рассказе, что-то не рассказывала. Но мне было интересно провести сравнения.