Это история о том, как вблизи маленькой деревни появился гигантский крот. Сельский учитель берёт на себя труд доказать всем, что гигантский крот существует. Вскоре коммерсант, от лица которого идёт повествование, решает помочь сельскому учителю доказать, что крот существует, но действует отдельно от сельского учителя.
В результате никому ничего не доказано, в одном из журналов появляется статья, высмеивающая веру в существование гигантского крота. Коммерсант и сельский учитель встречаются, чтобы разобраться… Коммерсант уже готов оставить свою затею с доказательством существования гигантского крота и лишь хочет, чтобы сельский учитель ушел. Но сельский учитель всё не уходит…
Привычный мир Франца Кафки. Все слова понятны, а понять ничего невозможно!
В деревне появился гигантский крот, но гигантских кротов не бывает!
Сельский учитель решает доказать, что крот существует. Во-первых, зачем ему это нужно?! Во-вторых, люди и так знают о существовании крота, деревня даже прославилась из-за этого. В-третьих, если крота видели, то зачем доказывать его существование и т.д.
Коммерсант, от лица которого идёт повествование, решает отстоять доброе имя учителя. Опять же, во-первых, зачем ему это нужно!? Во-вторых, отстаивая доброе имя сельского учителя, он, с одной стороны, доказывает, что крот существует, но, с другой стороны, отрицает сказанное и написанное сельским учителем.
Обычная для Франца Кафки история.
Я уже писала раньше, что тексты Кафки устроены непривычным нам образом, и именно поэтому их тяжело понимать.
Давайте попробуем понять, познать этот текст с помощью впечатления.
Для этого еще раз читаем произведение и не разрешаем нашей голове задаваться вопросами о кроте и всеми остальными вещами, которые не стыкуются с привычной нам логикой.
Просто читаем и наблюдаем, какое впечатление останется после прочтения.
А впечатления получается два. Первое складывается в середине рассказа, что этот рассказ о неких несбывшихся надеждах. Об этом говорит эпизод о том, как видел свою жизнь сельский учитель, если бы его труды по доказательству существования гигантского крота получили признание. А особые надежды на успешность дела сельский учитель начал возлагать после начала участия в деле коммерсанта.
Второе впечатление появляется в самом конце, когда коммерсант ждёт, что сельский учитель уйдет, а он все не уходит. Вроде бы как история о сельском учителе и коммерсанте, которые вместе доказывали, что гигантский крот существует. Но уж больно эта сцена напоминает последнюю встречу мужчины и женщины, у которых были отношения, но одному из них эти отношения уже не нужны. И первый всё ждёт, когда же второй поймет, что все кончено… поймет и уйдет… А второй всё не понимает и не уходит…
Несбывшиеся надежды и последняя встреча при расставании…
Возможно, это рассказ об отношениях между мужчиной и женщиной?!
Теперь с таким предположением, читаем текст ещё раз. Ляжет ли текст на это предположение?
Вопросами про гигантского крота тоже пока не задаёмся.
Итак, поехали!
«Все те – в том числе и я, - кому даже самый обычный маленький крот кажется омерзительным, наверное, умерли бы от омерзения, доведись им увидеть гигантского крота, появившегося несколько лет назад вблизи маленькой деревеньки, которая благодаря этому случаю приобрела своего рода мимолётную популярность»
Итак, предположим, что под словом «крот» нужно понимать слово «отношения», а именно между мужчиной и женщиной. Некоторому мужчине тяжело даются и маленькие отношения, а тут вдруг появился «гигантский крот» - серьезные отношения.
Это произведение написано в 1914-1915гг. В 1912г у Франца Кафки начались отношения с Фелицией Бауэр. Они жили в разных городах и виделись не часто. Основное их общение – это письма. Франц писал Фелиции часто, какое-то время даже несколько писем в день, многие письма были очень объемными. Так длилось какое-то время, но в какой-то момент, видимо, почувствовав её отчуждение, Франц делает Фелиции предложение. И она его принимает. В 1914 у них состоялась помолвка, которая была расторгнута через несколько месяцев.
Франц Кафка много думал о возможности создать семью. Он упоминает об этом и в дневниках, и в письмах. Но совершенно очевидно, что он не хотел жениться. Его привлекало одиночество. Общение с людьми часто было ему в тягость, даже с друзьями, с которыми мы, так или иначе, находимся на расстоянии. Что уж тут говорить о семейной жизни.
Вот несколько цитат из его дневников:
«Жажда беспредельнейшего одиночества. Быть с глазу на глаз с самим собой» от 1.07.1913
«Я запрусь от всех и до бесчувствования предамся одиночеству. Со всем рассорюсь, ни с кем не буду разговаривать» от 15.08.1913
«Не способен жить с людьми, разговаривать с ними. Полностью погружён в самого себя, в мысли о себе. Апатичен, бездумен, боязлив. Мне нечего рассказывать, никогда, никому» от 27.04.1915
Несмотря на такое стремление к уединению и одиночеству у Франца Кафки было немало женщин. А Фелиция Бауэр – это были его первые, по-настоящему серьёзные, отношения. И она одна из главных, а, может быть, самая главная женщина его жизни.
На фоне существования «мелких кротов» вдруг появляется «гигантский крот», который даже приводит к помолвке.
Хронологически написание этого произведения совпадает с развитием и окончанием их отношений. И дальше будет видно, что это не единственное совпадение.
Продолжаем читать:
«… составление единственного письменного документа, свидетельствующего о феномене, было передоверено старику учителю, который по праву слыл превосходным педагогом, однако не обладал ни достаточными природными данными, ни специальной подготовкой для исчерпывающего, подлинно научного описания своих наблюдений, не говоря уже о полной его неспособности объяснить их»
Так появляется первый герой произведения прямо причастный к «гигантскому кроту» — это сельский учитель.
Дальше идёт рассказ о том, что сельский учитель берётся доказать и разгадать случай с гигантским кротом. Учитель много занимается этим вопросом, прикладывает много труда, чтобы продвинуться в этом вопросе. Можно сказать, борется за «гигантского крота».
В образе сельского учителя – Фелиция Бауэр. Она была простой женщиной с «простыми» интересами, простыми стремлениями, простой как сельский учитель в глазах коммерсанта (второй герой произведения).
«С Ф. в Боденбахе. Мне кажется, невозможно, чтобы мы когда-нибудь соединились, но я не отваживаюсь сказать об этом ни ей, ни – в решающий момент – себе. И я снова обнадёжил её, безрассудно – ведь с каждым днём я старею и коснею…. Мы ведь нашли друг друга ни в чём не изменившимися. Каждый молча признался себе, что другой непоколебим и безжалостен. Я не отступаю от своих намерений вести фантастическую, полностью обусловленную моей работой жизнь, она же, глухая ко всем немым просьбам, хочет обыденности, уютной квартиры, интереса к фабрике, обильной еды, сна с одиннадцати часов вечера, натопленной комнаты…» - запись в дневнике Франца Кафки о Фелиции от 24.01 1915г.
Сельский учитель едет к одному учёному, который, как выяснилось, «относится к его делу с несокрушимым предубеждением»
«к которому нарочно поехал поговорить о своём деле. Имя учёного не названо, но по некоторым косвенным обстоятельствам можно догадаться кто это. Преодолев немалые трудности, учитель наконец добился приёма, но уже с первых слов понял, что учёный относится к его делу с несокрушимым предубеждением»
Это, видимо, упоминание об участии в любовной истории подруги Фелиции – Греты Блох. По сути, отношения была на троих, что и привело к разрыву первой помолвки, но не помешало позднейшему восстановлению отношений.
«Когда я прочёл о приёме, оказанном учителю этим учёным, я ещё ничего не знал об основном труде учителя. Но я решил незамедлительно сам собрать и обработать все данные, какие удастся добыть по этому вопросу. Сознавая своё бессилие перед учёным, я надеялся своей работой хотя бы поддержать учителя или, вернее, не столько учителя, сколько благие намерения честного, но беспомощного человека. Не скрою, я потом сильно раскаивался в своей опрометчивости, ибо вскоре почувствовал, что моё вмешательство неминуемо поставит меня в нелепое положение. С другой стороны, я сам был в достаточной мере беспомощен и не мог заставить учёного, а тем более общественное мнение, отнестись к учителю благосклонно; с другой стороны, учитель непременно должен был заметить, что главная цель, которой он добивался – доказать существование огромного крота, заботит меня куда меньше, нежели защита его личной порядочности, что, как он полагал, само собой разумелось и не нуждалось в защите»
Так появляется второй герой этого произведения – коммерсант. Совсем не такой простой человек, как сельский учитель. Это сам Франц Кафка. За ворохом множества слов читаются две главные мысли. Первое, что цели у двух героев разные. И второе, что один из героев быстро понял, что «моё вмешательство неминуемо поставит меня в нелепое положение».
Франц и Фелиция много общались на расстоянии, Франц Кафка писал ей длинные письма, но жить рядом с ней он не мог и не хотел. А Фелиция явно хотела замуж. Он два раза ей делал предложения, и оба раза она соглашалась, но дело всегда поворачивалось так, что помолвка была разорвана. Каждый из них видел будущее их отношений по-разному. Фелиции представлялось одно, а Францу – совершенно иное.
Из дневников Франца Кафки о Фелиции от 24.01 1915г:
«Два часа мы были в одной комнате. Меня окружали лишь скука и безнадёжность. Не было ещё ни одной минуты, когда нам было бы хорошо, когда я мог бы свободно дышать. С Ф. я, кроме как в письмах, никогда не ощущал сладости отношений с любимой женщиной…»
Но длительные отношения требовали развития – и Франц делает предложение Фелиции. Потому что «вскоре почувствовал, что моё вмешательство неминуемо поставит меня в нелепое положение». Если цель вашей избранницы свадьба, то слишком долго писать ей длинные письма не получится. Ей это не очень интересно. У неё иные цели.
«И помимо всего, я взвалил на себя тяжкий труд. Я хотел убедить, но при этом мне нельзя было ссылаться на учителя, ибо он-то никого убедить не сумел. Знакомство с его работой только сбило меня с толку, и я предпочёл до завершения своей собственной её не читать. Я даже встречаться с ним не пытался. Он, правда, узнал через третьих лиц о моих изысканиях, но ему не было известно, в каком направлении я работаю – за или против него»
Этот эпизод как раз о том, что хотя отношения у Франца и Фелиции общие, но на самом деле каждый из них сам по себе. Как и в этом произведении: у сельского учителя и коммерсанта общее дело, доказать и разгадать существование гигантского крота, но каждый из них сам по себе и отдельно от другого. Потому что они принципиально по-разному представляют свои отношения и к разному стремятся.
А сельскому учителю «не было известно, в каком направлении я работаю». Фелиции было не известно, что у Франца в голове.
Большая часть их общения была удалённой через переписку.
«Впоследствии, прочитав работу учителя – у неё было очень громоздкое название: «Крот, такой большой, какого ещё не бывало», - я и в самом деле убедился, что по многим пунктам наши мнения расходятся, хотя основной факт – существование гигантского крота – мы оба считали доказанным. Тем не менее эти отдельные несогласия помешали возникновению дружеской близости между мной и учителем, на что я вопреки всему надеялся»
Виды на их отношения у Фелиции были большие – она хотела замуж.
У Франца были, видимо, совсем иные планы.
И дальше пространный рассказ об упрёках учителя к коммерсанту, помогло ли участие коммерсанта делу или нет:
«Он явно считал, что я сильно навредил ему своим вмешательством и что моё убеждение, будто я принёс или мог принести ему пользу, в лучшем случае говорит о моей глупости, а скорее всего это наглость, если не коварство»
Речь в тексте идёт вроде бы об их совместной работе по доказательству существования гигантского крота. И учитель упрекает коммерсанта в том, что он своим вмешательством лишь навредил труду учителя в доказательстве.
Но если отбросить мишуру… то главное, что читается в тексте это упрёк учителя коммерсанту за участие! Не за что-то конкретно сделанное или написанное, а за само участие в каком-то деле.
Действительно, с точки зрения женщины, которая хочет построить семью, к чему начинать отношения, которые не могут привести к созданию семьи!? Зачем начинать такие отношения!? Лучше было и не начинать!
Еще в тексте периодически мелькают фразы о том, что коммерсант озабочен «защитой личной порядочности учителя».
Понятное дело, что при совместной научной работе по доказательству чего-либо не может стоять вопрос о порядочности одного из участников. А вот в отношениях мужчины и женщины в консервативном обществе вопрос «защитой личной порядочности» женщины как раз является весьма актуальным.