Когда говорят о Дени Вильнёве, то почему-то вспоминают фантастику: ремейк «Дюны», сиквел «Бегущего по лезвию». Надо сказать, не самые его лучшие работы. По крайней мере, не идут ни в какое сравнение с мрачно-эпическим полотном «Убийца» (2015). Фильм оказался настолько сильным, что в большей степени ужаснул, нежели восхитил.
Про криминальные проблемы на американо-мексиканской границе не снимал только ленивый. Тут и беспредел картелей, и «несчастные» нелегалы, и все оттенки злоключений. А потому, казалось бы, зрителя удивить было нечем. Впрочем, Вильнёв преподнес не совсем криминальный фильм, точнее говоря, не совсем в привычном его понимании.
Многие отмечали, что «Убийца» похож на военную картину: панорамные съемки, беспощадная динамика действия. В чём-то похоже на полотна Брейгеля, только с содержанием картин Босха. Опять же главной героине приходится в прямом смысле слова погрузиться в ад, что в известной степени роднит эту кинокартину с «Апокалипсисом сегодня».
Хотя есть и различия. Например, капитан Уиллард отчетливо понимал, что от него хочет командование. А вот агент ФБР Кейт Мейсер никак не может отделаться от мысли, что её «разводят втёмную». И подозрения не лишены оснований. Она включена в состав специальной команды, где есть представители разных «агентств». Задача вроде бы простая - противостоять картелям.
Только оказывается, что «цели» и «задачи» – это далеко не слова-синонимы. Шаг за шагом она погружается во тьму странного оперативного задания, суть которого она никак не может уловить. Вокруг все объясняются полунамеками, на пресловутый «протокол» и вовсе не обращают внимания. Спрашивается: если мы не слуги закона – то во имя чего «всё это»?
И ей дают тонко понять: а вот не надо задаваться подобными вопросами. Мы ведь взяли тебя в команду, ибо ты реалистка, а не идеалист подобно твоему напарнику. Ты ведь хочешь отомстить за погибших товарищей? И Кейт мучительно старается понять, что же она на самом деле хочет.
Она ведь специалист по избавлению заложников, то есть должна спасать человеческие жизни, а не забирать их. Но инфернальная реальность отбивает всякого желание думать. И не важно, по какую сторону границы дело происходит. На американской стороне, где находят дом с десятками замурованных в стенах трупов. Или же на мексиканской.
К слову сказать, вид Хуареса – самого криминального города планеты, не может не впечатлить своим плохо скрываемым сумраком. Здесь каждый день гибнет по несколько десятков (а то и более) человек. Полиция может лишь держать оборону на крошечных «островках безопасности», будучи по самые уши упакованной в кефлар.
А обычная жизнь в этом монстр-сити состоит из трупов, вывешенных вниз головой на путепроводах и мостах, вооруженных до зубов обывателях, и незримой угрозе, которая окутывает тебя со всех сторон. Чего только стоит сцена на автостраде, где оказаться в «пробке» равносильно самоубийству, ибо ты сразу же становишься мишенью.
В Хуаресе важен «принцип акулы» - ты живешь, лишь пока двигаешься. Впрочем, есть и изнанка этого процесса. Угроза может таиться в обычных американских кабинетах, где принимаются решения. Учитывая, что картинку к фильму создавал активно сотрудничавший с братьями Коэнами оператор Роджер Дикинс, самое время сказать: идеалистам тут не место.
Надо отметить, мысль не самая глупая, так как в оригинале фильм назвался «Сикарий», то есть это не совсем убийца, а нечто вроде ритуального воина-палача. А потому вершение закона подано без какого-либо намека на необходимость оный соблюдать.