1874 год. Раскрасневшаяся пятнадцатилетняя Юлия кружилась в танце. Ее стройная фигурка уверенно двигалась под музыку, а прелестное лицо светилось от восторга. Она была очень красива и тридцатипятилетний Константин Егорович не мог отвести от нее глаз. Художник влюбился с первого взгляда.
Маковский весь вечер не отходил от юной красавицы и разузнав, где она живёт, на следующий день поспешил к ней.
Как все начиналось
Юлия родилась в семье Павла Степановича и Анны Павловны Летковых. Ее детские годы прошли в Вологде, а потом семья переехала в Москву.
Зимой 1874 года родители Юлии отправили ее в Петербург, чтобы она поступила в консерваторию. Девочка обладала прекрасным голосом, у нее было лирическое сопрано. Вот только судьба сложилась так, что вместо учебы Юлию ждал ранний брак.
Маковский узнал, что Юлия остановилась Ржевусских и быстро завязал с ними дружеские отношения. Он пригласил всех к себе - "помузицировать" и уже там обозначил свои серьезные намерения к Летковой.
Когда гости рассаживались за стол ужинать, Константин Егорович подошёл к девушке, взял ее под руку и громко сказал:
-Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!
Сложно судить испытывала ли Юлия те же чувства к Маковскому, что и он к ней, но она была под чарами от его авторитета, властности и таланта. Их помолвка состоялась на этом ужине, а вскоре художник помчался к родителям юной красавицы, просить ее руки.
Семья Летковых благосклонно приняла известного живописца, хотя и находила, что между ним и их дочерью существенная разница в возрасте. Но чинить препятствия ему не стали, так как Юлия загорелась желанием стать его женой. Он был очень хорош собой, богат, умён, влиятелен, талантлив - лучшую партию ей было не найти.
Решено было лишь подождать, когда невесте исполнится шестнадцать лет.
13 января 1875 года Юлия отметила шестнадцатилетие, а спустя десять дней было ее венчание с Маковским.
Молодые уехали в Петербург в роскошную гагаринскую квартиру Маковского. А весной их ждал Париж.
Началась чудесная жизнь, которую Юлия ранее не видела. У нее было все что она захочет. Богатый дом, известный супруг, общение со сливками общества. Она могла позволить себе устраивать шикарные приемы и там блистала своим очарованием.
Чем все завершилось
В Париже у Маковских родилась дочь Марина, но прожила менее года. Семья вернулась в Россию и там кроха восьми месяцев умерла от менингита.
Семнадцатилетняя Юлия тяжело переживала смерть девочки, но вскоре у нее один за одним появились сын и дочь. Сын Сергей родился в августе 1877 года, а дочь Елена в ноябре 1878 года.
Маковские не сидели на месте, а постоянно перемещались вместе с главой семьи. Константин Егорович в поисках вдохновения ездил по России или за границу и часто брал с собой любимую жену и детей.
Константин Егорович пользовался большим авторитетом у императора Александра ll. Государь был знатоком живописи и уважал талант Маковского. Неоднократно он приглашал художника, чтобы он писал его портрет или портреты царской семьи.
В 1880 году царь пригласил Маковского писать княгиню Юрьевскую и детей от неё: Георгия, Ольгу и Катю.
Очень интересные воспоминания об этом у сына Маковского - Сергея:
К морганатической супруге государя не сохранилось никакой симпатии ни у отца, ни у матери. Светлейшая была женщиной не глубоких чувств, даже к собственным дочерям и к сыну относилась небрежно. На сеансы после Первого марта дети являлись плохо вымытыми, с грязными руками, девочки в заношенных платьицах, выкрашенных в черный цвет (тут же переодевались в шелк). И все трое воспитаны были плохо, не так, как подобает царским детям. Это не мешало им при случае проявлять свое августейшее «романовское» высокомерие
Когда Александра ll убили, то семья Маковских была оглушена горем. Художника попросили писать его посмертный портрет и он увековечивая царя, горько рыдал. Живописец оплакивал и царя и просто хорошего человека, с которым был близок.
С семьёй Александра lll у Маковского отношения не сложились. Как-то его попросили нарисовать портрет Марии Федоровны, а он решил, что прическа ей не идёт... Выбрал для картины наряд, какой царственная чета не одобрила. Да ещё и сказал, что картину будет писать не зимой, так как плохое освещение, а через пару месяцев. В результате заказ на портрет отдали другому менее требовательному художнику.
В 1883 году Юлия родила сына Владимира. В семье все ещё царили счастье, любовь и взаимопонимание. Никто даже подумать не мог, что спустя несколько лет все будет безвозвратно погублено.
После 1885 года Юлия все чаще ездила за границу отдельно от мужа, вместе с детьми. Жена и дети видели Константина Егоровича урывками, он был весь погружен в работу. Когда семья была в сборе, то снова казалось что все по-прежнему и они едины.
Зимой 1888-1889 года Юлия позировала для картины "Убор невесты". Позировал также сын Владимир. Никто из них тогда даже не подозревал, что это последние дни их семейной жизни.
Осенью 1888 года Юлия заболела, она простыла и боли из области брюшины перешли в тяжелый перитонит. Дом Маковских опустел, веселье и приемы гостей закончились. Приходили лишь самые близкие люди, узнать как здоровье хозяйки дома. Основными посетителями стали врачи.
Маковский в ту зиму катался в Париж, где ему нужно было работать над одной из картин...
В июне 1889 года больную Юлию направили в Киссинген. Константин Егорович поехал вместе с супругой и детьми. Вот только художник больше не чувствовал любви к жене. Он уже был увлечен другой женщиной, встречу с которой ему подарил Париж.
По состоянию здоровья Юлия не могла вернуться в Россию. Она с семьёй перебралась в Биарриц, а потом в Ниццу.
У нее произошел плеврит, была операция и постоянная борьба за здоровье. Выздоровление затянулось.
Маковский часто уезжал по работе, в семью наведывался редко, а когда приезжал, то был необщительный, словно чужой. Последняя их встреча была весной 1892 года. Сергей Маковский вспоминал:
В последний приезд (весной 92 года) подолгу о чем-то совещался с матерью в ее спальне; голоса были необычайно тихи. Мы, дети, прислушивались, чуя недоброе, но никак не могли понять, что между ними происходит. Как-то утром я долго стоял у двери в спальню и, наконец, не выдержал, вошел. Мать лежала, вся обложенная подушками и думками, и взглядом укоризненно-строгим смотрела на мужа. Молчала. А он, сидя у постели в креслах, что-то бормотал, прикрывая глаза платком. Он плакал. Я тотчас повернул обратно, почувствовав, что случилось какое-то горе, но причины не угадывал.
Константин Егорович ушел из семьи и больше не вернулся.
Развод Маковских состоялся в 1898 году.
Спустя годы Юлия Павловна простила мужа. Оставшуюся жизнь она посвятила заботе о детях, а потом и внуках. После революции жила в Крыму, а потом во Франции. Умерла в возрасте 95 лет.
О третьем браке Константина Егоровича расскажу в следующей статье.
Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь