Найти тему
Наблюдательница жизни

Константин Маковский. Женитьба на 16 летней красавице Юлии. Как сложилась жизнь в браке

Оглавление

1874 год. Раскрасневшаяся пятнадцатилетняя Юлия кружилась в танце. Ее стройная фигурка уверенно двигалась под музыку, а прелестное лицо светилось от восторга. Она была очень красива и тридцатипятилетний Константин Егорович не мог отвести от нее глаз. Художник влюбился с первого взгляда.

Жена художника, Юлия Павловна Маковская. 1881 год.
Жена художника, Юлия Павловна Маковская. 1881 год.

Маковский весь вечер не отходил от юной красавицы и разузнав, где она живёт, на следующий день поспешил к ней.

Как все начиналось

Юлия родилась в семье Павла Степановича и Анны Павловны Летковых. Ее детские годы прошли в Вологде, а потом семья переехала в Москву.

Зимой 1874 года родители Юлии отправили ее в Петербург, чтобы она поступила в консерваторию. Девочка обладала прекрасным голосом, у нее было лирическое сопрано. Вот только судьба сложилась так, что вместо учебы Юлию ждал ранний брак.

Маковский узнал, что Юлия остановилась Ржевусских и быстро завязал с ними дружеские отношения. Он пригласил всех к себе - "помузицировать" и уже там обозначил свои серьезные намерения к Летковой.

Когда гости рассаживались за стол ужинать, Константин Егорович подошёл к девушке, взял ее под руку и громко сказал:

-Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!

Сложно судить испытывала ли Юлия те же чувства к Маковскому, что и он к ней, но она была под чарами от его авторитета, властности и таланта. Их помолвка состоялась на этом ужине, а вскоре художник помчался к родителям юной красавицы, просить ее руки.

Семья Летковых благосклонно приняла известного живописца, хотя и находила, что между ним и их дочерью существенная разница в возрасте. Но чинить препятствия ему не стали, так как Юлия загорелась желанием стать его женой. Он был очень хорош собой, богат, умён, влиятелен, талантлив - лучшую партию ей было не найти.

Решено было лишь подождать, когда невесте исполнится шестнадцать лет.

13 января 1875 года Юлия отметила шестнадцатилетие, а спустя десять дней было ее венчание с Маковским.

Портрет жены художника. 1887 год. Маковский
Портрет жены художника. 1887 год. Маковский

Молодые уехали в Петербург в роскошную гагаринскую квартиру Маковского. А весной их ждал Париж.

Началась чудесная жизнь, которую Юлия ранее не видела. У нее было все что она захочет. Богатый дом, известный супруг, общение со сливками общества. Она могла позволить себе устраивать шикарные приемы и там блистала своим очарованием.

Чем все завершилось

В Париже у Маковских родилась дочь Марина, но прожила менее года. Семья вернулась в Россию и там кроха восьми месяцев умерла от менингита.

Семнадцатилетняя Юлия тяжело переживала смерть девочки, но вскоре у нее один за одним появились сын и дочь. Сын Сергей родился в августе 1877 года, а дочь Елена в ноябре 1878 года.

Маковские не сидели на месте, а постоянно перемещались вместе с главой семьи. Константин Егорович в поисках вдохновения ездил по России или за границу и часто брал с собой любимую жену и детей.

Семейный портрет. 1882 год. Художник Маковский Константин.
Семейный портрет. 1882 год. Художник Маковский Константин.

Константин Егорович пользовался большим авторитетом у императора Александра ll. Государь был знатоком живописи и уважал талант Маковского. Неоднократно он приглашал художника, чтобы он писал его портрет или портреты царской семьи.

В 1880 году царь пригласил Маковского писать княгиню Юрьевскую и детей от неё: Георгия, Ольгу и Катю.

Очень интересные воспоминания об этом у сына Маковского - Сергея:

К морганатической супруге государя не сохранилось никакой симпатии ни у отца, ни у матери. Светлейшая была женщиной не глубоких чувств, даже к собственным дочерям и к сыну относилась небрежно. На сеансы после Первого марта дети являлись плохо вымытыми, с грязными руками, девочки в заношенных платьицах, выкрашенных в черный цвет (тут же переодевались в шелк). И все трое воспитаны были плохо, не так, как подобает царским детям. Это не мешало им при случае проявлять свое августейшее «романовское» высокомерие

Портрет княгини Юрьевской и портрет детей государя.
Портрет княгини Юрьевской и портрет детей государя.

Когда Александра ll убили, то семья Маковских была оглушена горем. Художника попросили писать его посмертный портрет и он увековечивая царя, горько рыдал. Живописец оплакивал и царя и просто хорошего человека, с которым был близок.

Посмертный портрет царя. 1881 год. Маковский.
Посмертный портрет царя. 1881 год. Маковский.

С семьёй Александра lll у Маковского отношения не сложились. Как-то его попросили нарисовать портрет Марии Федоровны, а он решил, что прическа ей не идёт... Выбрал для картины наряд, какой царственная чета не одобрила. Да ещё и сказал, что картину будет писать не зимой, так как плохое освещение, а через пару месяцев. В результате заказ на портрет отдали другому менее требовательному художнику.

В 1883 году Юлия родила сына Владимира. В семье все ещё царили счастье, любовь и взаимопонимание. Никто даже подумать не мог, что спустя несколько лет все будет безвозвратно погублено.

После 1885 года Юлия все чаще ездила за границу отдельно от мужа, вместе с детьми. Жена и дети видели Константина Егоровича урывками, он был весь погружен в работу. Когда семья была в сборе, то снова казалось что все по-прежнему и они едины.

Зимой 1888-1889 года Юлия позировала для картины "Убор невесты". Позировал также сын Владимир. Никто из них тогда даже не подозревал, что это последние дни их семейной жизни.

"Под венец" . 1890 год. Маковский.
"Под венец" . 1890 год. Маковский.

Осенью 1888 года Юлия заболела, она простыла и боли из области брюшины перешли в тяжелый перитонит. Дом Маковских опустел, веселье и приемы гостей закончились. Приходили лишь самые близкие люди, узнать как здоровье хозяйки дома. Основными посетителями стали врачи.

Маковский в ту зиму катался в Париж, где ему нужно было работать над одной из картин...

В июне 1889 года больную Юлию направили в Киссинген. Константин Егорович поехал вместе с супругой и детьми. Вот только художник больше не чувствовал любви к жене. Он уже был увлечен другой женщиной, встречу с которой ему подарил Париж.

По состоянию здоровья Юлия не могла вернуться в Россию. Она с семьёй перебралась в Биарриц, а потом в Ниццу.

У нее произошел плеврит, была операция и постоянная борьба за здоровье. Выздоровление затянулось.

Маковский часто уезжал по работе, в семью наведывался редко, а когда приезжал, то был необщительный, словно чужой. Последняя их встреча была весной 1892 года. Сергей Маковский вспоминал:

В последний приезд (весной 92 года) подолгу о чем-то совещался с матерью в ее спальне; голоса были необычайно тихи. Мы, дети, прислушивались, чуя недоброе, но никак не могли понять, что между ними происходит. Как-то утром я долго стоял у двери в спальню и, наконец, не выдержал, вошел. Мать лежала, вся обложенная подушками и думками, и взглядом укоризненно-строгим смотрела на мужа. Молчала. А он, сидя у постели в креслах, что-то бормотал, прикрывая глаза платком. Он плакал. Я тотчас повернул обратно, почувствовав, что случилось какое-то горе, но причины не угадывал.

Константин Егорович ушел из семьи и больше не вернулся.

Развод Маковских состоялся в 1898 году.

Спустя годы Юлия Павловна простила мужа. Оставшуюся жизнь она посвятила заботе о детях, а потом и внуках. После революции жила в Крыму, а потом во Франции. Умерла в возрасте 95 лет.

О третьем браке Константина Егоровича расскажу в следующей статье.

Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь