Дроны над головой уже давно никого не удивляют: помахать жужжащему вверху квадрокоптеру на День города считает долгом каждый, пришедший на праздник. С помощью дронов снимают свадьбы и клипы, вечерние панорамы, в более узких отраслях его используют как измерительный инструмент, а кто-то вообще ради развлечения заказывает такую технику на «Али», а после — запускает с балкона.
Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы это было законодательно закреплено. В случае с беспилотниками этот вопрос остаётся по-прежнему открытым: пока что летать может кто угодно, но иногда такие полёты грозят штрафом или уголовной ответственностью.
Опасное обучение
В Европе и США количество дронов уже давно перевалило за разумные пределы: к примеру, в Штатах на одну семью приходится по два-три дрона, включая профессиональные и любительские.
В Кемерове ситуация проще. Воздушное пространство города относительно чистое, поэтому первоначально у всех владельцев беспилотных аппаратов была одна проблема: научиться летать. Из-за этого в кронах деревьев застряло бесчисленное количество дронов, ещё больше сгинуло в неглубоких водах Томи.
Как правило, это касалось только любительских дронов, потому как к промышленным аппаратам относились серьёзнее. Они нередко собираются под конкретного заказчика и конкретные задачи, потому компания-поставщик берёт на себя ответственность за обучение. Хотя с недавних пор научиться летать на квадрокоптере может каждый: в КемГУ открылась школа пилотов дронов. И это решило главную проблему.
— Способ обучения до того, как появились некие институциональные учреждения, был разным. Это зависело от того, какое у вас оборудование. Если вы можете позволить себе купить дорогой промышленный дрон, то за неделю или две вас научат им управлять. Но надо понимать, что в промышленной технике полёт — не самоцель. Это дистанционный измерительный инструмент — летающая линейка, сверхбыстрая и сверхточная. Поэтому учат, но недостаточно, — рассказывает директор Центра компьютерного инжиниринга КемГУ Артём Рада. — Если вы любитель и просто заказали себе какой-то DJI, то основной инструмент обучения — YouTube. И он не даёт очень важных вещей.
Регистрация без правил
Но с решением первой проблемы появилась вторая: 99% полётов в Кемерове, да и в России в целом, незаконны. И дело не в том, что пилоты-самоучки нарушают все мыслимые и немыслимые статьи — они просто отсутствуют. Хоть полёты беспилотных летательных аппаратов и регулируются Воздушным кодексом РФ, отсутствие регистрации этих аппаратов и прав управлениям ими сводят на нет юридическую грамотность простых пользователей.
Директор департамента программ развития Министерства транспорта Алексей Семёнов заявлял, что ведомство займётся регулированием всех видов беспилотников на территории государства. Но спустя полгода воз и ныне там.
Вообще регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно внесённым поправкам в статью 33, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учёту. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года.
Однако владельцы квадрокоптеров не обязаны регистрировать их до тех пор, пока не вступят в силу правила о проведении этих процедур. И несмотря на то, что федеральный закон уже давно действует, правительство по-прежнему не разработало этих самых правил. Когда они появятся, процедуру регистрации можно будет пройти онлайн — абсолютно бесплатно.
Согласованные полёты
Любительские беспилотники летают на высоте около 100-120 метров, профессиональные — до 5 тысяч метров, а воздушное пространство — общее. Поэтому пока что от пилотов просто хотят соблюдения правил Воздушного кодекса. И это скорее вопрос добросовестности, потому как кемеровские органы правопорядка и сами не до конца понимают, как вести себя с квадрокоптерами. Кому-то всё равно, кто-то просит не летать, но почему — объяснить затрудняются. И вопрос компетентности тут ни при чём: виной тому сырое законодательство.
Хотя, по словам начальника группы беспилотных авиационных систем ГУ МЧС по Кемеровской области Николая Сайдикова, и транспортная прокуратура, и ФСБ, и полиция имеет полное право оштрафовать за административное правонарушение человека с дроном, который не заказывал воздушное пространство. Для физических лиц этот штраф составляет 5 тысяч рублей, для юридических — 200 тысяч.
— Но правовой вопрос использования воздушного пространства — плавающий. Какие-то моменты добавляются, какие-то — убираются, — подчёркивает Николай Сайдиков. — Конечно, беспилотную авиацию надо использовать законодательно правильно, но конкретного закона пока нет.
Гипотетически — согласовывать полёт необходимо и для того, чтобы сделать селфи с дрона на набережной. Практически — полёты мало кто согласовывает даже на крупные праздники, когда количество людей на один квадратный метр зашкаливает.
— Согласование полётов в городе может занять больше недели, потому что мы проходим этапы от главы города до международного диспетчерского пункта в Москве, так как у нас рядом аэропорт. По идее это касается и любительских дронов. К примеру, если вы снимаете массовое мероприятие на какой-то праздник, то должны заказывать воздушное пространство. И тогда Центр воздушной авиации, который находится в Новосибирске, этот коридор больше никому не отдаст, — объясняет Антон Рада. — Для чего это делается? Чтобы квадрокоптеры не начали сталкиваться между собой, залетать в витрины магазинов, падать на машины и на людей.
Кроме того, съёмка — это частная информация, потому полёты надо согласовывать, чтобы ненароком не залететь на территорию секретного объекта, ведь тогда одним административным штрафом не отделаешься.
Не закон, а палки в колёса
Но в Кемерово об этом мало кто знает — даже компании, которые сдают квадрокоптеры в аренду. Возможно, из-за того, что, как уже было сказано, воздушное пространство города чистое, полиция реагирует спокойно, да и случаев, когда дрон нанёс кому-либо серьёзный ущерб, не происходило.
Этим пользуются свадебные видеографы. Один из них, Сергей, рассказал, что прошедшим летом снимал сверху почти каждую свадьбу.
— Я слышал, что надо получать какое-то разрешение на полёт, но не заморачивался особо. У меня «Фантом», он весит не так уж и много, а летаю я не дольше 20 минут. Часто съёмка проходит на набережной, где летом гуляет много народа и где стоит полицейская будка. Пока что ни разу ко мне никто не подошёл и не запретил летать, скорее, просто интересуются, что за зверь такой в воздухе, — говорит Сергей. — Процедура регистрации, наверное, нужна, но лично для меня это как палки в колёса: быть на постоянном контроле и согласовывать даже пятиминутный полёт — удовольствие сомнительное, поэтому я или буду «нарушать», или откажусь от съёмки с квадрокоптера вообще.
Другой владелец дрона, Георгий Шишкин, рассказывает, что учился летать в Таиланде, а в Кемерове пока не довелось.
— Я думаю, на Кемерово распространяется типичный свод правил: по возможности не летать над жилой зоной, над скоплением людей и на высоте не более ста метров, кажется так. В любом случае все они будут сводиться к тому, чтобы ты не мешал людям и, разумеется, не причинял вред, так как бывали случаи, когда дрон залетал кому-нибудь в лицо или в окно дома. И, конечно, летать над запретными зонами нельзя: к ним относятся аэропорты.
То есть, общее понимание, что к чему, у людей есть — и это главное.
Беспилотные спасатели
Квадрокоптеры используются не только любителями: на вооружении ГУ МЧС Кузбасса стоит 14 беспилотников, которые помогают в экстренных ситуациях.
— В Междуреченске было обрушение пятиэтажного здания, требовалось применение беспилотных аппаратов, чтобы искать выживших. Также применяли дроны для поиска самолёта АН-2, который совершил аварийную посадку в Крапивинском районе. Искали сутки — без них пришлось бы дольше, — делится Николай Сайдиков.
Кроме того, весной дроны хотят использовать в период паводка и лесопожарной обстановки — у МЧС уже есть договорённость с Центром компьютерного инжиниринга КемГУ.
Так что в умелых руках квадрокоптеры не только не падают на головы людей, но и приносят пользу — и никаких законов для этого не требуется. По крайней мере, пока что.