Режиссер Витаутас Жалакявичус – человек мощного дарования, но с трагическим и критическим, я бы даже сказал, пессимистическим восприятием мира. После каждой его из картин остается мощное послевкусие. Удивительное дело, что нынче этот режиссер не числиться по разряду классиков советского кино, о нем не так много вспоминают.
И это довольно незаслуженно, поскольку, режиссер мощный.
И эта его картина - по сути, арт – хауз, мощное авторское высказывание, завернутое в оболочку правильного политического памфлета с правильной идеологической составляющей. Она была довольно тепло встречена советской публикой. И это понятно: впервые картина явила миру вот таких вот коммунистов, не серых партаппаратчиков, а мужественных ярких парней, в джинсах и кожаных куртках, с баками. Напомню, баки на тот момент – это элемент неформального стиля в СССР, не говоря уж про джинсы. А главное, эти парни были свободные. И их любила прекрасная женщина. Точнее, главного героя любила красивая девушка. И пили они не «боржоми, а «колу». А иногда пили виски. И боролись за коммунизм, катаясь в роскошных американских автомобилях.
Но главное даже не в этом. Сейчас понимаешь, что фильм становиться неким символом, да, человеку нужна свобода, а иногда нужно просто обыкновенное счастье, и дом, где тебя ждут, куда мощно приехать. И получается, что любая борьба бесплодна, если она не приносит результата в виде обычного дома и обычной семьи.
Мысль вполне передовая по тем временам. Коммунизм – не жрачка, а счастье. Просто эта мысль была не очень услышана, поскольку и нормальной жрачки на всех не хватало. Впрочем, снят фильм был в эпоху Косыгина, когда экономия СССР была на подъеме, и ее еще не залили даровой нефтью. Подарок в виде нефти оказался своеобразным котом в мешке.
Но это просто примечание.
А еще фильм необычно точен. И даже суровые литовские парни здесь выглядят как надо.
И два пророчества. Пророчество по поводу Чили, и пророчество по поводу судьбу Бронюса, который так же умрет совсем неожиданно на съемках следующего фильма режиссера. Так же умирает его герой в этом фильме.
А самое главное: фильм не устарел, поскольку он новаторский. И огромный хронометраж здесь не в минус. Он смотрится удивительно динамично.
Словом, замечательный пример советского кино, когда фильм превосходит внешне затрагиваемую тему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!