Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Лох — победитель воды" (СССР, 1991) и "Луна-парк" (Россия-Франция, 1992)

Лох — победитель воды. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Аркадий Тигай (по мотивам эпоса «Шии»). Актеры: Сергей Курёхин, Лариса Бородина, Олег Косовненко, Владимир Ерёмин, Александр Глазун, Габриэль Воробьёв, Андрей Пономарёв, Валентин Жиляев, Андрей Краско и др.

По-моему, фильм Аркадия Тигая — яркий пример удачной пародийной стилизации на темы гангстерских триллеров и боевиков. Сергей Курехин в заглавной роли тихони-изобретателя подвижен, ироничен и удивительно пластичен. Словно продолжая традиции «Высокого блондина...», персонаж Курехина в одиночку борется с мерзкой мафией. Правда, в финале нам дают понять, что блестящая победа, это тоже своего рода искушение...

Штампы суперхитов с участием Сталлоне, Ван Дамма, Шварценеггера и Чака Норриса в режиссерской трактовке Аркадия Тигая превращаются в юмористические аттракционы. Фильм поставлен шутя-играя, изящно и, ей Богу, не скучно...

Александр Федоров

-2

Луна-парк. Россия-Франция, 1992. Режиссер и сценарист Павел Лунгин. Актеры: Олег Борисов, Андрей Гутин, Наталья Егорова, Нонна Мордюкова, Михаил Голубович, Александр Феклистов, Татьяна Лебедькова, Игорь Золотовицкий, Рита Гладунко и др.

Павел Лунгин снимает фильмы с расчетом на Запад. Говорят, там его фильмы зрители смотрят. Во всяком случае, смотрят больше, чем фильмы всех остальных российских режиссеров, исключая разве что братьев Михалковых. Секрет такого относительного кассового успеха Лунгина мне кажется не слишком сложным. Он выстраивает драматургию своих картин по принципу парада ярких эпизодов-аттракционов, имеющих знаковый, эмблемный характер, по возможности не требующий углубленного знания российской истории и ее современных реалий.

Скажем, «Луна-парк» начинается с грандиозной драки между «чистильщиками» (антисемитами и антирусофобами) и рокерами. Полуголые русские богатыри олицетворяют стихийную силу и мощь шальной Руси, а закованные в кожаные доспехи мотоциклисты — гнилое подражание Западу. Кадры-плакаты, они запоминаются безотносительно тому, что сам автор ничуть не симпатизирует подобным идеям «за» или «против».

Далее в картине возникает немало сцен такого сорта. Да и сама история — ненавидящий евреев атлет узнает, что его отец — еврей, тоже вполне интернациональна и не требует пространных комментариев для зарубежных зрителей.

Однако исполнитель роли этого самого непутевого отца Олег Борисов поверх всяческих сюжетных схем и аттракционов создает неоднозначный образ, блестяще выписывая характер в недавнем прошлом популярного композитора-песенника, звавшего в дальние дали комсомольских ударных строек, получавшего за это звания и премии, в теперь вынужденного подрабатывать на жизнь музыкальной «халтурой» на ресторанных сборищах. В этой роли немало злой сатиры, едкого сарказма, но не меньше любви, сострадания, нежности и ностальгии.

Противоречивый, разнополярный герой Борисова — символ не столь уж давних времен. Но символ не плакатный, а наполненный живой человеческой плотью. Именно роль Олега Борисова кажется мне самым интересным явлением в этом по-своему конъюнктурном, крепко сработанном фильме, автор которого четко знает, что от него ждут «там», и за что будут неизбежно бранить «здесь».

Александр Федоров