«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон»
© А.С. Пушкин.
Эпизод 1. "Масштабы..."
- Полотно Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» поистине впечатляет каждого, кто его увидит. Художник затратил на работу целых 6 лет. 5 лет - на подготовку, и еще год - писал саму картину.
- Сюжет далек от понимания современным человеком.
Когда-то, давным-давно (2 тысячи лет назад), богатый древнеримский город Помпеи был стерт с лица земли. В этом виноват извергнувшийся вулкан Везувий.
- Но живопись не всегда должна быть проста. Где березки - это березки, а роща - это роща. Обучение и просвещение - одна из основных целей искусства в целом, и его ответвления (живописи), в частности.
- Картина уже по сюжету необычная. Но когда увидишь масштабы этого полотна, пребываешь еще в большем шоке.
Полотно размером 6,5 на 4,5 метра!
Эпизод 2. "Странствия картины."
- Вроде бы художник русский, но этот шедевр, изначально после написания, находился в итальянской столице - городе Рим.
Там же находилась и мастерская Брюллова, где он работал.
- В 1833 году Карл Павлович закончил свое масштабное произведение, и картина сразу же отправилась на выставку.
- Итальянцы были шокированы, весь город "встал на уши". Все стремились хоть на минуту попасть на выставку только ради этого полотна. Это можно сравнить, пожалуй, только с выставкой из одной картины у Куинджи.
- Из Рима картина перебралась в другой итальянский город Милан, затем посетила Париж (с его салоном), и лишь спустя год оказалась в России.
- Упускать такое грандиозное полотно было бы верхом глупости. Поэтому с 1834 года, а именно тогда «Последний день Помпеи» оказался в России, картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Эпизод 3. "Детали, или как натурщица Брюллова оказалась на картине четырежды?"
- Какая же картина, и без деталей? Непорядок! Разбираемся в хаосе и куче фигур.
- В целом, суть происходящего ясна - жители пытаются спастись от того, чтобы зажариться в лаве вулкана Везувия. Но что по конкретным персонажам? А тут все весьма интересно. Остановимся на трех. Не буду лишать вас возможности найти что-то самостоятельно!
1. Два священника. Один из них - языческий - быстро сбегающий с места происшествия, напрочь забыв о людях. И второй священник - христианской веры - спокойный и уверенный в себе, он стоит рядом с людьми, которым он и нужен!
2. Любовница художника - Юлия Самойлова - стала натурой для четырех персонажей. Девушка с сосудом на голове (1); мать, обнимающая своих детей (2); женщина, с грудным младенцем на руках (3), и еще одна женщина, которая лежит без чувств (4).
3. Рядом с той самой женщиной, которая уже не жива, находится маленький мальчик. Он пытается оживить маму. Это означает лишь одно - на смену старого, всегда приходит что-то новое.
Эпизод 4. "Где спрятался сам Брюллов?"
- Вполне возможно, что вы не в первый раз видите эту картину. Также не исключаю, что все эти детали из прошлого эпизода вы знали и без меня. Но знали ли вы, что Брюллов включил себя любимого в свою самую грандиозную работу?!
- Спросите как же так, это все ложь, не надо нас дурить. А вот же он, слева на картине. Как и полагается истинному художнику, в этой суматохе спасает самое важное. Кисти и краски!
- Любите Брюллова?
- Понравилась статья - почему бы не подписаться на канал и поставить лайк? (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!). Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
- Всем мир!