Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Дети в храме

Сто процентов! Это даже не вопрос, а крик души бывшего ребенка, который замучен посещением храма с детства и, вероятнее всего, сталкивается со сложностями в духовной, церковной, религиозной жизни сейчас. Я, в общем-то, согласен с автором вопроса. К сожалению, имеет место быть такое «причинение добра» детям. Откуда оно проистекает? Чаще всего родители воцерковились уже будучи взрослыми и сами не имели опыта проживания церковно-религиозной жизни в детском возрасте. Они не могут понять, что такое для ребенка выстаивание служб и участие в религиозной жизни: молитвах, богослужении и т.д., и т.п. Они исключительно из благих намерений замучивают детей этим всем. Потом эти дети, становясь взрослыми, переживают кризисы церковной, духовной жизни, потому что им это всё поперек горла стоит. Поэтому к своим собственным детям они уже относятся с пониманием и проявляют милосердие. Внуки «усердных» родителей будут менее травмированы «причинением добра». Еще скажу, что здесь важно и в другую крайность
  • «Что думаете по поводу "приучения" детей к храму с рождения? Часто спорила на эту тему с родными, особенно с отцом. Мне непонятно, зачем с детства воспитывать в детях дежурную привычку целовать иконы, играть со свечами, "выстаивать" службы и в целом ходить на них вместе с мамой как в магазин, дежурно... В чем смысл?
    В детстве молитва может быть лишь сиюминутной, по порыву, по вдохновению и точно не может длиться долго, даже в районе получаса»...

Сто процентов!

  • «И может быть вообще вне храма. В то время как родители заставляют ходить в храм детей якобы ради их же блага.
    Я часто видела скучающие и измученные лица детей рядом с суровым лицом мамы и вечно шикающим и грозящимся папой. Нам, мне и братьям, частенько ставились в пример такие дети, которые стояли неподвижно и не озоровали...
    Может, полезнее будет ребенку показать храм позже? В более осознанном возрасте и в качестве радостного явления, которое не нужно терпеть до конца при желании? Почему нельзя сделать акцент на трепетном и вдохновляющем восприятии храма и богослужения, а не на частоте посещений и приучения к обрядным явлениям? В чем суть такого воспитания, когда ребенка не спрашивают толком и заставляют ходить в храм с пеленок?
    Много речи о благодати, которая все равно касается человека, если он даже только заходит в храм и т.д... Но как всё это может происходить без человеческой воли и осознанности? Ребенок и так чист перед Богом, и ему не нужно покаяние и очищение от грехов в начале пути. Зачем ему вообще посещать службы, когда он еще даже не говорит толком и не понимает, что происходит вокруг?»­

Это даже не вопрос, а крик души бывшего ребенка, который замучен посещением храма с детства и, вероятнее всего, сталкивается со сложностями в духовной, церковной, религиозной жизни сейчас.

Я, в общем-то, согласен с автором вопроса. К сожалению, имеет место быть такое «причинение добра» детям. Откуда оно проистекает? Чаще всего родители воцерковились уже будучи взрослыми и сами не имели опыта проживания церковно-религиозной жизни в детском возрасте. Они не могут понять, что такое для ребенка выстаивание служб и участие в религиозной жизни: молитвах, богослужении и т.д., и т.п. Они исключительно из благих намерений замучивают детей этим всем. Потом эти дети, становясь взрослыми, переживают кризисы церковной, духовной жизни, потому что им это всё поперек горла стоит. Поэтому к своим собственным детям они уже относятся с пониманием и проявляют милосердие. Внуки «усердных» родителей будут менее травмированы «причинением добра».

Еще скажу, что здесь важно и в другую крайность не уйти. Не надо думать, что если совсем ребенка в храм не водить, то это будет правильно. «Может, полезнее будет ребенку показать храм позже?» Позже — да, но когда позже? Границы-то четкой нет. Наверное, время от времени, хотя бы по праздникам, все-таки ребенку посещать храм надо, или в очень щадящем режиме.

И с детской исповедью тоже перебарщивают очень сильно. Слава Богу, до семи лет не исповедуют детей. Это очень хорошо. Но и потом надо как-то потихонечку увеличивать исповедь: сначала пару раз в год, потом 3-4 раза в год, потом еще почаще. Главное, не переусердствовать.

  • «В дополнение вопроса о детской молитве в храме. Со стороны кажется, что дети или "играют" в молитву "боженьке", или просто отмучиваются вместе с родителями на службе, периодически спрашивая, когда она кончится. Такое впечатление, что у детей в храме совсем нет "их личного пространства", для них в храме как бы нет места. Всё только для взрослых, всё серьезно. Язык непонятен, молитвы о грехах их не касаются. Что им делать в храме? Для сравнения: в лютеранской церкви пока идет служба для взрослых, с детьми занимаются педагоги в специально отведенной для этого комнате».

Да, я знаю, что и в православных храмах такое тоже практикуют. Там, где священник более чадолюбив, внимателен, снисходителен, это есть. Там, где настоятель холодный, жесткий и непомерно строгий, конечно, нет.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на последнем стриме. О начале стримов я сообщаю в Телеграмм: https://t.me/kiberpoptv. Там же можно заранее задать вопрос. Заходите, подписывайтесь.