В Эфесе был воздвигнут храм Артемиды - одно из Семи чудес света. Его первое сооружение приписывается амазонкам и датируется ещё бронзовым веком.
Плиний старший в своей "Естественной истории" перечисляет пять бронзовых статуй амазонок, предназначенных для украшения храма. «Между прочим сошлись и на состязание, — писал Плиний, — прославленнейшие художники, хотя были различного возраста, так как они создали по амазонке, а когда этих Амазонок посвящали в храме Дианы Эфесской, то решили выбрать признанную самой лучшей судом самих присутствовавших художников, и оказалось, что это та, которую каждый из них признал второй после своей. Это — Амазонка Поликлета, следующая после неё — Фидия, третья — Кресила, четвёртая — Кидона, пятая — Фрадмона» [Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Перевод с латинского Г. А. Тароняна. — М.: Ладомир, 1994. — С. 64—65 (XXXIV, 19: 53)].
Оригиналов этих статуй не сохранилось, но существуют реплики, «Амазонка Капитолийская» (Амазонка Сосикла), находящаяся в Палаццо Нуово Капитолийского музея. Также, репликами считаются -Амазонка Скьярра ("воинственная")-находится в Берлине, в Старом музее и АМазонка Маттеи, хранящаяся в Вактикане.
В поэме Эсхила "Прометей прикованный" амазонки считаются "обитательницами колхийских земель, девами, бесстрашными в битве". Колхида - родина волшебницы Медеи, так что вероятно, совпадение не случайно.
Есть ряд подробностей, ясно их характеризующих - для того, чтобы натягивать лук, амазонки себе выжигали правую грудь. В связи с этим есть версия, что сарматы являются потомками амазонок, так как сарматские женщины также практиковали подобные экзекуции. Однако, на примере статуй видно, что далеко не все амазонки были "одногрудыми".
Несмотря на всю воинственность, в искусстве их изображения чаще всего изящны и благородны, никакой свирепости или ярости в лицах художники не допускали.
#искусство #античность