Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Животные в саду. Мой сад – мои ящерицы

Стабильно непредсказуемая погода последних лет уже сформировала привычно повышенное беспокойство о всяких фенологических отклонениях.

Я который год в начале июля с особым вниманием поглядываю на не заросшие и прогреваемые солнцем места: камни, куски древесины. Именно на них можно заметить первых появившихся на свет детенышей живородящей ящерицы. Они крохотные, очень быстро теряют энергию и очень нуждаются в тепле – вылезают на открытые места, а то бы и не увидел их никогда.

Вот и в этом году, несмотря на погодные катавасии, первые ящерята появились в срок – 10 июля заметил. Мамы-ящерицы, даром что холоднокровные, умеют набрать необходимое количество тепла при любых погодных условиях.

Самка, вынашивающая молодь, использует любую возможность погреться. Фото автора.
Самка, вынашивающая молодь, использует любую возможность погреться. Фото автора.

10 июля: первая в этом году новорожденная ящерица. Фото автора.
10 июля: первая в этом году новорожденная ящерица. Фото автора.

И уже который сезон наблюдаю это новорождение не только с восторгом, но и с определенной гордостью. Мои это ящерицы – приложил руку…

Ящерицы в саду… Где-нибудь, где потеплее – обычное дело, как бабочки. Снуют повсюду, разные, жизнеутверждающие-жизнеукрашающие.

Хорватия. Ящерица-лацерта в парке. Фото автора
Хорватия. Ящерица-лацерта в парке. Фото автора

Настолько обильные и многообразные, что нередко досаждают. Даже службы там есть специальные – по контролю ящериц в домах и вокруг них. Как с тараканами борются. И вот такие рекламные знаки обычны.

Рекламный знак служб, очищающих от ящериц дома и сады.
Рекламный знак служб, очищающих от ящериц дома и сады.

А в наших местах ящериц мало совсем. И исчезают они неуклонно. Те, у кого настоящая дача (калитка-тропинка-лес) или дом в деревне меня не поймут: у них-то ящерицы привычны и снуют, как кузнечики.

У меня же сад – в зоне давнего триумфа урбанизации. Живородящие ящерицы еще встречаются где-то в лесу, только и лес уже отступил на километры. Второй вид подмосковных ящериц – прыткая – вообще сохранился лишь в немногих местах, включая Красную книгу.

Когда в конце 70-х мы купили эту дачу, ящериц ни в нашем саду, нигде поблизости уже давно не было. Жаль, поскольку, помимо общего богатства садовой жизни, эти милые пресмыкающиеся – еще и основной мой профессиональный объект. Впрочем, есть лес – там на них порадуюсь.

Но так случилось в самом начале нового века, что для каких-то исследований понадобились эти самые ящерицы. И я поймал в окрестном лесу десяток – как раз в такие дни начала июля. И некоторое время передерживал в террариуме на даче. Среди них было несколько беременных самок, две из которых прямо в террариуме … нарожали детенышей. Не помню точно сколько, но не менее десятка (обычно в помете их 6-12).

Эти незапланированные крошечные ящерицы для исследований были не нужны, и я … просто выпустил их на дачном участке. А что? Все условия, необходимые для их благополучной и полноценной жизни тут есть, и раньше они на этой земле, безусловно, жили. Да и обеспечить их существование в саду даже проще, чем жизненные циклы лягушек или тритонов.

Иногда я их потом встречал, подраставших. Но настоящая радость была встретить через два года их первых потомков. Вот таких же, как я вчера увидел.

С тех пор живут живородки у меня в саду. Небольшая, но вполне сложившаяся и довольно устойчивая автономная популяция. Еще одна яркая и уникальная грань живого мира моего сада.

Живородящие ящерицы – исключительно не-вегетарианцы: любую ползающую/летающую мелочь – от слизня до комара – охотно. Но нежных ягод или ростков салата – не тронут (в отличие от своих родичей – лацерт, которые и слизня умнут, и земляничиной закусят).

Живут они на небольших индивидуальных участках. Поэтому одну и ту же ящерицу я могу регулярно видеть на одних и тех же местах.

Вот этот красавец-самец живет сейчас у нашего крыльца и регулярно греется на ступеньках. Хвост у него, кстати сказать, полностью регенерировавший. Фото автора.
Вот этот красавец-самец живет сейчас у нашего крыльца и регулярно греется на ступеньках. Хвост у него, кстати сказать, полностью регенерировавший. Фото автора.

Внутри популяции живородок своеобразные взаимоотношения: они не территориальны - не охраняют своих участков, не агрессивны друг к другу – вполне могут живописной группой расположиться на одном теплом местечке (на пеньке, например); семейных отношений не поддерживают, о детишках не заботятся (но и не поедают их при встрече – уже достижение) и ухаживание за самками – минимально необходимое для спаривания. Как следует из названия вида, приносят они детенышей, полностью готовых к самостоятельной жизни и как капли воды похожих на взрослых особей, только в миниатюре.

Живородящие ящерицы отдыхают (два самца, между прочим). Фото Ю. Любченко.
Живородящие ящерицы отдыхают (два самца, между прочим). Фото Ю. Любченко.

Не часто можно увидеть. И это - не каннибализм, а спаривание. Ничего жесткого - просто им так удобно. Фото Ю. Любченко.
Не часто можно увидеть. И это - не каннибализм, а спаривание. Ничего жесткого - просто им так удобно. Фото Ю. Любченко.

Для общего образования интересно знать, что у живородящей ящерицы огромный ареал – один из самых обширных в мире пресмыкающихся. При этом в его европейской части обитают и формы, откладывающие яйца. Живородящая ящерица – замечательный пример эволюции живорождения у позвоночных.

Естественно, ящерицам необходимы укрытия: повседневные – под камнями, корягами, досками, дернинками трав (нор живородки не строят), и основательные, в которых они могут перезимовать, впав в оцепенение, – для этого что-то поглубже должно быть, поосновательнее. В природном саду, как и в лесу, такие места всегда найдутся.

Не подумайте, я не сажал эту ящерицу на можжевельник для красивого фона, - она сама туда регулярно забирается. Фото автора.
Не подумайте, я не сажал эту ящерицу на можжевельник для красивого фона, - она сама туда регулярно забирается. Фото автора.

Собственно, вот и все условия успешного существования ящериц в дачном саду.

Если не считать врагов и опасностей. А враги есть. И о них можно судить по частоте встречаемости ящериц с регенерировавшими хвостами. Помните из школьной зоологии? В случае серьезной опасности ящерица отбрасывает хвост. А потом новый у нее вырастает (регенерация). Вот только новый заметно отличается, и по этому легко можно отличить ящерицу, которой уже приходилось отбросить хвост. И вполне успешно, раз она перед нами и с новым хвостом. Так вот в моей популяции примерно половина взрослых особей с такими, восстановленными хвостами.

Кто же их враги? Да все, кому не лень. Птицы разные. Крысы, землеройки. Кошки блуждающие – не видел бы их никогда. Глупые щенки. И даже крупные насекомые, вроде некоторых жужелиц.

Но главный враг, конечно, человек. В моем саду – я. Наивную ящерицу ведь легко и просто раздавить, наступив ненароком. Им же греться нравится на самых опасных местах – дорожках, ступеньках, скамейках. Вот так пробежишься по саду радостно вприпрыжку – и припечатаешь отдыхающую ящерицу. Но это я к слову, такое редко. А вот безудержное применение инсектицидов – смертельно для ящериц. Для них – как для холоднокровных – губительны те же препараты, которыми уничтожают насекомых. Да и отравленные насекомые, которых могут съесть ничего не подозревающие ящерицы, губительны. Если не для самих ящериц, то для их потомков.

Всякого рода искусственные ловушки для ящериц еще более опасны, чем для лягушек. Шныряющая в поисках добычи ящерица может заползти и в банку, и в миску, на земле оставленные, а выбраться не смогут – и погибнут в жаркий день очень быстро.

Так что, если у вас в саду ящерицы, будьте чуть повнимательнее. И все у вас с ними получится.

Если, конечно, вы чувствуете свой сад как часть Природы.